Аниме в России. Кому, а главное зачем это нужно?
Содержание
- Аниме в России. КОМУ, а главное ЗАЧЕМ это нужно?
- КОМУ?
- Русско-язычные поклонники JapanAnimation
- Сдерживающие факторы для аниме в России
- Внутренняя структура Российского фэндома
- Популярное в России аниме
- Творчество Российских фэнов
- Перспективы развития аниме в России
- Заключение
Прошло уже довольно много времени с момента появления первой части нашего проекта, пробного "БАЗАРА", и многие из успевших с ним ознакомиться нашли его довольно интересным и перспективным. Однако, также был получен ряд откликов общий настрой которых можно выразить в вопросе "Что и зачем Это вообще такое, и кому Это надо?". Хотя, как мне кажется, в самом тексте первого "БАЗАРА" об этом говорится вполне прозрачно и более чем достаточно, попробую объяснить ещё раз.
Аниме в России. КОМУ, а главное ЗАЧЕМ это нужно?
Тема очень обширная и грозит растянуться не на один выпуск, и в этот раз (но я надеюсь что и не только на этот) к нам с Алексом присоединился товарищ Praded - известный переводчик и один из участников проекта - www.divideo.net.ru, также будут использованы результаты проведённых в различное время опросов.
КОМУ?
STARK: Для начала давайте всё же попробуем таки разобраться - кому же всё это аниме в России надо, - что, заняться что ли больше нечем?
Alex: Ну, категорий много, все быть может в голову сразу и не придут, но попробую:
- кто-то заполняет пустоту в своей жизни или ищет красивый уход от нее;
- кто-то хочет просто развлечься, получить заряд эмоций, окунуться в другую атмосферу;
- а кому-то нужны очень яркие, сильные переживания, которые при просмотре хорошего аниме получить проще, чем при просмотре какого-нибудь другого фильма. По большей части это люди-романтики, которые не хотят покрываться жесткой, серой скорлупой обыденности, они не сдаются и ищут сильных и светлых, иногда и болезненных чувств и, быть может, некоторые из них уже чувствуют, что в реальности этот источник находится внутри них самих, а остальное лишь средства: но что-то я увлекся, лучше послушаем их самих. Вот некоторые интересные высказывания из анкет на моем сайте:
"Да фиг его знает: Сидишь, вот, смотришь, и понимаешь, что нравится, причём нравится конкретно. Особенно, когда затрагивает в тебе какие-то чувства. Настоящие чувства. Слёзы, смех, переживания, печаль, боль, даже депрессию. И всё настоящее. Не лицемерие. Не ложь. И понимаешь, что именно настоящих чувств нам так не хватает в нашей жизни"."Оно пробуждает чувства. Более сложную гамму чувств, чем способно вызвать что-либо еще"."Есть такой термин в психологии "Катарсис". Его использовали ещё древние греки. Оно означает "очищение через переживание". Вот для меня аниме - это катарсис"."После просмотра, в душе остается что-то неощутимое и в то же время приятное... Что ты больше не получаешь ни откуда... Это сложно объяснить".
- кому-то хочется пищи для ума, окунуться в сюжет, его хитросплетения, неожиданные решения, услышать умные мысли;
- кто-то стремится извлечь для себя реальную пользу, получить вдохновение, чему-то научиться, например, рисовать. Или хочет воспитать, научить кого-то другого - многие же из нас аниме не только сами втихушку смотрят, но и друзьям, детям рекомендуют, например фильмы того же Миядзаки;
- в отличие от обычной анимации, в аниме очень часто затрагиваются и достаточно недетские темы, что в свою очередь расширяет возрастную аудиторию с их специфическими запросами и склонностями;
- кто-то просто ищет достойную альтернативу надоевшим фильмам, посредственным актерам, тупым сюжетам: и находит её в аниме;
- ну а кто-то хочет на этом нагреться :)
Praded: Из общения с разными людьми (взрослыми), можно выделить несколько мнений.
STARK: Прикольная фишка, однако! Глубоко презираю нашего президента, но если то, что ты говоришь правда, то похоже появилась хоть одна причина его уважать, хе-хе.
Praded: 3) Лица, претендующие на высокие культурные запросы считают, что это связано с кризисом американской кинопродукции. В том плане, что сильно упало качество фильмов, а мультипликация их годится только для малышей до 10 лет. К тому же, выросшие в народе антиамериканские настроения заставляют людей искать кинопродукцию иного происхождения. А поскольку нашего практически ничего нет, французское, хоть и рулит, но появляется в крайне малом количестве, то японская продукция становится фактически единственной альтернативой американцев.
STARK: Выросшие антиамериканские настроения? - да они с холодной войны никуда не девались.
Praded: Если во время холодной войны американцы были для нас теми, кто может пойти на нас горячей войной, но они же и привлекали нас своим образом и уровнем жизни, то теперь, они не привлекают нас никак, и мы на своей шкуре поняли каков их образ жизни и какую роль они готовят нам. Так что, выросли, выросли! Но вернёмся к теме -
Русско-язычные поклонники JapanAnimation
Как и следовало ожидать, самый простой с виду вопрос, - самый сложный для прямого ответа. Похоже, для того, чтобы выяснить в целом Кому надо Аниме в России, нам придётся повнимательней присмотреться к нашим родным, русским анимешникам. Состав этой социально-культурной группы весьма и весьма неоднороден, так что для удобства стоит выделить её внутреннюю структуру. Кстати, важно отметить, что поклонники аниме в современном российском обществе составляют именно отдельную социально-культурную группу, сравнительно немногочисленную, но вполне устойчивую, хотя и шансов стать по-настоящему массовым у российского аниме-движения в данный момент не очень-то много. Прежде всего потому, что увы, далеко не каждый человек способен в полной мере вкусить прелести japananimation и стать анимешником.
Alex: Давайте вернемся к независимому анкетированию и почитаем, что думают различные люди по этому поводу. Возьмем, например, такой вопрос анкеты "Все ли могут быть анимешниками?"
"Все или нет - мне неизвестно. Но предлагать альтернативу выбора всегда стоит. Люди ведь знают об аниме очень мало"."Наверное, все. В аниме есть практически все жанры и рассчитано оно на очень широкий круг зрителя"."Нет. В наше время люди настолько увязли в грязи и духовной нищете, что они не смогут оценить истинную красоту аниме. Для многих все равно: посмотреть боевик со Шварцнегером или Призрака в Доспехах. Это как для свиньи апельсин и картошка, разница несущественна"."Увы, нет, не все. Существуют индивидуумы, у которых наблюдается настоящая аллергия ко всему "неживому" и "ненатуральному"."Нет, аниме это для избранных, а вот халявщиками-анимешниками могут быть все"."Я бы хотела, чтобы анимешников было побольше, но ненамного. Пусть это останется своего рода элитарным искусством, по крайней мере, в России"."Нет, конечно! В самой Японии далеко не все любят Аниме, что же про нас говорить-то. Другое дело, что масса потенциальных поклонников Аниме просто не знакома с ним"."Конечно, анимешниками могут быть все, нужно только захотеть. Вот только не каждый это захочет понять и принять - вот в чем проблема. Поэтому, нести аниме в массы стоит, хотя бы для того, чтобы показать - что оно из себя представляет"."Теоретически да, при условии, что для каждого найдется аниме, соответствующее его душевному настрою, в жизни, понятно, такого количества аниме просто не существует"."Насчёт "все ли могут быть анимешниками?" сомневаюсь. Все люди разные, и соответственно их внутренние интересы"."Анимешниками могут быть далеко не все! Есть люди, которые просто зациклены на бытовухе, и отаковать их абсолютно безнадёжно, многие из моих друзей именно такие"."Не думаю, что все могут быть анимешниками. Люди, погрязшие в рамках обыденности и стереотипов, не в состоянии стать отаку"."Далеко не все. Почему? Предрассудки, стереотипы, инстинкт толпы"."Не все. Аргумент: сколько у вас друзей или знакомых, которые считают вас маленьким ребенком, который смотрит мультики".
- многие о нем попросту не знают;
- смотрели не то и, соответственно, вынесли неверное, ограниченное суждение;
- у многих, забитых жизнью "старцев" просто атрофировались чувства;
- ну и, собственно говоря, окружающая среда тоже навязывает свое отношение - не так уж и много людей готовы выделиться из нее, отстоять свою точку зрения.
- определенное везение - человек узнал о том, такое явление, как аниме существует, смог посмотреть хоть одно стоящее произведение, а не халтуру;
- достаточная искренность - один говорит, что умирает как хочет пить, но ему влом подняться с дивана, а другой просто идет на кухню и пьет, если надо и на колонку сходит и в магазине воды купит. Сразу видно - кто из них кто. Так же и с аниме - одни кричат, что "вот если бы оно с неба падало...", другие ищут пути...
- ну и, конечно же, пациент должен быть "жив" - иначе ему что-то объяснять, показывать - что мертвому припарки - я имею ввиду тех самых вышеупомянутых "стариков" - они уже все пережили, испробовали, стали ОЧЕНЬ взрослыми и рассудительными, "детское" не для них - как будто им уже помирать пора, тела еще бродят, но внутри они уже никакие.
Сдерживающие факторы для аниме в России
STARK: Однако, помимо этого существуют ещё и чисто объективные факторы, затрудняющие расширение аниме-движения именно в России и именно в настоящее время.
Praded: Первый и самый главный фактор - телевидение. В начале-середине девяностых, когда никаких авторских прав никто не защищал, у нас кое что из аниме успели показать. После чего наступило долгое затишье. Так вот, те дети, которые в то время посмотрели Макросс или что либо ещё из показанного в то время, сейчас подросли, но по воспоминаниям, считают именно те мультфильмы вершиной Аниме и сравнивая тот давний детский восторг с современными эмоциями при просмотре Аниме уже сейчас, считают, что нынешние Анимешки гораздо слабее тех, что они видели в детстве. Выводы: Аниме надо смотреть без долгих перерывов. Ностальгия в данном случае, вредна.
STARK: Вот список этого "кое-чего", что успели показать:
- Макрон 1
- Волтрон
- Роботек (Makross)
- Формула 1 (Гран-при)
- Спиди гонщик
- Кэнди-Кэнди
- Джет-Марс
- Лулу - ангел цветов
- Ведьма Салли
- Сэйлормун - луна в матроске (был показан не до конца)
- Русалочка
- Корабль призрак
- Грендайзер
- Роботы-ниндзя (Ninja robots)
- Кругосветное путешествие Кота в сапогах
- Трансформер из космоса
- Покемон (Pokemon)
- Мой сосед Тоторо
Praded: Эти люди видели те ленты ещё тогда, а добыть их себе в коллекцию так и не смогли И теперь хотят посмотреть их ещё раз из чистой ностальгии. Сто пудов, если им это удастся, они испытают разочарование. Но кого и когда это останавливало? Кстати, боясь разочарования, я всё никак не решусь полностью посмотреть Доминион, отдельные серии из которого, я смотрел ещё тогда.
Alex: Как-то мы с другом уже обсуждали эту тему и пришли к такому выводу. На самом деле, они не просто старые игры или фильмы воспринимают как более хорошие, а свои впечатления - своеобразная ностальгия, память. Игра или фильм по нынешним меркам могут быть посредственные, но тогда, раньше они были верхом совершенства и собственно это ощущение и помнит человек, на него и реагирует. С другой стороны, если кто не согласен, можно провести независимое исследование и дать разным людям (которые еще не играли/смотрели эту ностальжи) возможность посмотреть этот набор фильмов или поиграть в "старые" и "новые" игры, сравнить их впечатления без примеси воспоминаний. И тогда все встанет на свои места. Хотя, конечно же, бывают старые хорошие вещи, которым просто не достает качества графики по вполне понятным причинам - тогда другой стандарт был. Их, конечно же, стоит принимать во внимание.
Praded: Второе. Показ по телевидению Сэйлор Мун и Покемонов оказал Аниме медвежью услугу. Многие достаточно взрослые зрители, глянув на рассчитанных на 5-12 летних детей, Покемонов, решили, что это и есть вершина Японской анимации и поэтому смотреть Аниме не стоит никакое. Да и мужская часть населения, глянув на девочковый Сэйлор Мун, тоже осталась в недоумении. Как такую дрянь можно смотреть? Им ведь никто не удосужился объяснить, что это женский сериал. Да ещё и глядя на появившихся многочисленных "муйняшек" (поклонницы Сэйлор Мун), решили, что японская анимация вызывает психозы, да тут ещё и сообщения о покемонутых детях-убийцах подоспели. В общем, это всё оттолкнуло напрочь многих потенциальных зрителей Аниме. (Кстати, "В.Д.А." и "муйняшки", это наша Краснодарская терминология. Так получилось, что ребята в Аниме-движении у нас никак не засветились, выступая в роли или халявщиков, или безликих покупателей. А в активе остались лишь дядьки от 25 и старше и девчонки-школьницы, повёрнутые на Сэйлор Мун. Так вот друг друга и обзываем.)
Alex: Тут я хотел бы вставить слово в защиту Сэйлоров. Покемонов я не видел - ничего не скажу, но что касается Сэйлор Мун, то если очень грубо - мнения делятся на два лагеря: "фигня для детей" и "руль форева". Причем, как те, так и другие жестко стоят на своих позициях. Тогда я решил составить о Сэйлор Мун свое собственное мнение и достал первый сезон. 49 серий не шутка. До 23 серии я смотрел через силу - и так дел различных много, другого несмотренного аниме хватает, но я решил досмотреть до конца... Графика старая, озвучка - русский дубляж, т.е. никакая, истории слишком наивные и из пальца вытянутые и т.д., но потом там есть один интересный момент, который таки зацепил меня и: я наконец-то открылся, сюжет с тех пор здорово не поменялся, но что-то изменилось во мне. И уже до самого конца я смотрел сериал другими глазами. Теперь это один из моих самых любимых сериалов. Что именно мне в нем понравилось? Трудно сказать - ведь звук, графика, сюжет там далеко не на высоте (сразу оговорюсь, по моим меркам), но там есть что-то еще, что остается на заднем плане, между строк - вот именно оно и осталось как квинтэссенция сериала, то что я ценю и чем дорожу. Я, конечно, могу попытаться назвать и сформулировать это едва уловимое ощущение, но это не тема текущего БАЗАРА, это отдельная большая и важная тема - не знаю когда я буду к ней готов, но не сейчас. Так что, мое мнение - Сэйлоров показали не зря, многие получили от этого что-то хорошее, что то осталось в душе, что-то изменилось к лучшему. Те же, кто записались в лагерь противников - просто не видели его от начала и до конца, от первой серии и до последней, хотя бы первый сезон (проверено - я специально их расспрашивал). У них сложились обрывочные впечатления - казалось бы разрозненные серии "ни о чем" так и не сложились в цельную картину персонажей и их характеров, их становления, роста,: - не сложилась внутренняя картина. Т.е. люди, которые не уделили достаточно внимания, которые не сделали шаг на встречу, не потрудились, думают, что имеют право судить о том, в чем не удосужились разобраться - это неправильно.
STARK: Останусь в стороне от обсуждения художественной ценности "Сейлормуна", отмечу только что в нашем российском фэндоме, "Сейлормун" уже не просто аниме - это явление. А что касается, что аниме это для детей и девочек, то я знаю достаточно парней (в том числе и я - тогда я ещё смотрел ящик) не брезговавших посмотреть Сейлора при возможности - "ради прикола". И кроме того, стоит напомнить хулителям "матросок" о том, что режиссёр "Сейлормуна" не кто иной, как Икухара Кунихико - создатель небезызвестной "Утены".
Praded: И третья вина телевидения, это то, что они показывают сейчас. Не знаю как у вас, но у нас идёт такая серость и убогость, на фоне которой какие-нибудь "Черепашки ниндзя" выглядят просто шедеврами. А это ведь формирует вкус. Наиболее популярная игра для всех приставочных консолей, это Спайдермэн. И всё благодаря телевидению. А ведь Аниме делается на зрителя с более менее развитым вкусом, логическим мышлением и интеллектом. Уже не все могут преодолеть эту планку. Пример. Уже после того, как я отправил анкету к Алексу, я наконец-таки повстречался с 16-летними ребятами, которые не любят смотреть Аниме. И на вопрос: "А за что же вы его не любите?" они, угадай что ответили...? "Убогая графика, дурацкие голоса, никакой мимики лиц и глупые сюжеты..." Я рот открыл, а сказать так ничего и не смог. При этом, они довольно хорошо знали содержание тех же "Повер рейнджеров". Всё, приехали! Дальше уже некуда. Вывод: без показа и рекламы лучших образцов Аниме на телевидении, трудно ожидать быстрых успехов в Анимезации всея Руси.
STARK: Журнал уже есть, - это печатный аналог "animemagazine.ru", полностью дублирующий материал оригинала, а потому, учитывая совершенно отвратительный постер, который они обычно вкладывают, смысла покупать его нет, тем более я не уверен, что он кроме как в столице где-нибудь ещё продаётся. А книгу выпускать бессмысленно. Если выпускать её в формате гомологичных книжек для 16-32-х битных приставок, то без качественных цветных скриншотов она совершенно не функциональна, а их наличие сделают её цену просто фантастической. Кроме того, некоторые игровые издания стали больше в целом уделять внимания аниме, и даже создавать специальные рубрики под это дело, что учитывая их внушительную аудиторию есть очень даже хорошо!
Alex: Не все люди у нас компьютерно-грамотные или имеют свои персоналки, что ставит "естественное" ограничение как на просмотр фильмов, так и на доступ к информации о них, например, в интернете. Ведь не секрет, что подавляющее большинство получают информацию об аниме через инет и многие там же заказывают его, если у них в городе это дело еще не развито.
STARK: Ох, и не говори! Знаю я этих агрессивных, мать их... Эти дебилы никогда не понимали и не могут (или не хотят) понять разницу между патриотизмом и идиотизмом, а главное где заканчивается национализм и начинается нацизм.
Alex: Сюда же можно добавить и коллективный (стадный) фактор: поскольку аниме смотрят немногие, да еще и может быть отрицательный настрой у друзей, то проще быть как все, "казаться взрослее", не выделяться.
Внутренняя структура Российского фэндома
STARK: Что же, проблемы и препятствия, осложняющее расширение аниме-движения в России были нами довольно подробно разобраны, и теперь настало время внимательнее присмотреться к тем, кому всё же удалось, не смотря ни на что, приобщиться к субкультуре аниме. Прежде всего, необходимо выяснить, на какие группы, и по каким критерием стоит разделять столь неоднородную по составу компанию?
Praded: Однако, я считаю, что какие направления в Аниме существуют, такие типы и группы любителей и есть. Можно ещё выделить поклонников какой-то одной ленты и поклонников какого-то одного героя-героини. Несколько особняком стоят коллекционеры и эстеты. Первых можно сравнить с манчкинами в ролевых играх. Они озабочены тем, чтобы собрать ВСЁ существующее аниме. Причём на просмотр оного у них зачастую не хватает времени. Вторые же озабочены качественной стороной дела. Чтобы разрешение ленты было наивысшим из возможного, да не дай бог, чтобы где-нибудь пиксел вылез. Чтоб на диске ни царапины, чтобы все мыслимые виды переводов присутствовали... Дальше можно не продолжать. Самый тяжёлый случай, это коллекционер-эстет (представляете этого монстра?)... Наиболее интересная группа - это творцы. Создатели клипов с нарезкой аниме, писатели фанфиков, фэнарт само собой и т.д. Если бы серьёзные дяди всерьёз собрались бы у нас делать деньги на русском аниме, то в этой группе они бы нашли немало настоящих талантов. Но увы...
STARK: Praded-сан предоставил нам свой вариант, выбрав в качестве разделяющего фактора жанровые предпочтения. Данный подход не кажется мне особенно удачным так как он всё же не даёт полной картины, поэтому попробуем подойти к проблеме с другой стороны.
Praded: Извиняюсь, а откуда тогда Анимешники берутся? Самозарождаются? Вот из этой самой группы они и эволюционируют.
STARK: Да кто ж с этим спорит? Сами все когда-то такими были. Только для нас это была начальная стадия, а для кого-то она стала финальной.
Praded: Наш Отаку, это собственно говоря, повёрнутый уже на Японии человек. Он уже и палками ест и колокольчики с молитвами над дверями вешает и так далее. А где ему горемычному об этой Японии ещё чего узнать? По телевизору - ничего. Литературы - ноль. Из словаря много не узнаешь. Живого японца у нас днём с огнём не найти. В турпоездку съездить, так в Штаты дешевле стоит.
STARK: Негодяй этот ваш счастливчик. А может он не только японский ходит изучать? Поэтому и молчит? А на счёт определённого информационного голода в отношении Японии, что верно, то верно. И если новости можно узнать из того же Интернета, а с историей, эзотерикой и религией ознакомиться хотя бы посредством многочисленных руководств к тем же боевым единоборствам, а вот с искусством и более-менее достоверными сведениями о японском образе жизни, ситуация и в самом деле удручающая. Всё-таки переводов очень мало, да и найти их проблематично, и каким бы кривым зеркалом японской действительности не являлось аниме, наши японофилы рады и этому.
Alex: О! Их много, можно попытаться поназывать некоторых, хотя многие так и окажутся за кадром:
- дети - всеядны, смотрят почти все и в любых количествах, уже в этом возрасте способны устраивать междусобойчики и в некотором роде косплеи :)
- эстеты - могут тащиться только от графики, только от голоса или музыки, от тонкого сюжета или ото всего сразу;
- хентайщики, яойщики, юристы - тут без комментариев :)
- мыслители - вроде тоже все понятно;
- практики - те, кто стремится, что-то извлечь, чему-то научиться...
- продавцы :) - без них тоже никуда, человек еще не стал настолько альтруистичным, а если кто и стал, то обычно жизнь его быстро ставит на место, как меня, например - в свое время меня просто затоптали любители халявы, никакой личной жизни не стало. Зато теперь, когда введен денежный фильтр, я, конечно же, не разбогател на этом, но жить стало намного легче.
- любители романтики и мыльных опер, прямо как в мексиканских сериалах, только поинтереснее;
- любители роботов, боевых искусств, фентези и т.д. по жанрам;
- просто любители японской культуры;
- любители ярких или тонких, возвышенных или грубых переживаний и эмоций;
- просто убивающие время.
Praded: Изящно! Тонко! Банзай!
Популярное в России аниме
STARK: Раз уж разговор зашёл об интересах, давайте поговорим и о вкусах. Какие ленты наиболее любимы нашими анимешниками, и почему?
Praded: Тут надо бы определиться в категориях зрителей. Очень много анимешников кроме телевизора и видика ничего не имеют. Поэтому многосерийных эпопей они просто не видели. Исключая Ранму и Сэйлор Мун. У них наиболее популярны полнометражные ленты. Тоторо и Лапута, ГИТС, Вампир Хантер Ди. Само-собой - Хентай (причём они зачастую и названия не помнят, да и на кой в хентае - название?). И, по старой памяти, то, что они видели по телеку в 90-е годы. Вряд ли я тут что нового скажу. Про эти вещи уже столько написано. В лентах Миядзаки мне видится что-то неуловимо родное и близкое. Может то, что на него русская анимация повлияла. А может то, что ещё совсем малышом я с восторгом смотрел Принца Солнца, где он впервые засветился как художник. Трудно сказать, в общем, наш человек.
STARK: Полностью согласен. Лучший сказочник на планете, однозначно! "Унесённые призраками" - лучшая сказка нового века (Чихиро - обожаю!)
Praded: А-то! ГИТС берёт, помимо всего прочего, убедительностью. В глубине души осознаёшь, что да, такое будущее возможно, и очень скоро. И не очень то оно радостное и светлое. Ну, на то он и киберпанк.
STARK: Kиберпанк - замечательный жанр, жаль только толковых произведений в нем по пальцам пересчитать).
Praded: Парапанк ничуть не хуже, а толковых вещей ещё меньше. Это наверное, закон подлости.
STARK: Значит, говоришь, характер южный, неторопливый? А что ж тогда к списку любимых аниме приписал историю приключений ушастого демона-полукровки? Ничего себе "спокойное" аниме!
Praded: А что? Это же чистой воды история Кубани. Налетели злые черкесы на хутора мирных казаков. Пограбили, ускакали. Набежали мирные казаки на аулы злых черкесов. Пограбили, ускакали. Набежали большевики. Побили казаков. Набежали немцы. Побили большевиков. Появились партизаны. Пограбили хутора и аулы, чтобы врагам не досталось. Немцев не трогали. И Т.Д. И Т.П. Какое событие ни ковырнёшь, везде осколки Камня Душ светятся. Так что, закрутка событий в Инуяше нам близка и понятна :)
STARK: Вообще говоря, в этих замечательных историях Такахаши-сама показала в срезе всю изначально не имеющую оправдания преступную сущность любого внутригосударственного конфликта и гражданской войны, в основе причинно-следственных связей которых лежит не классовая борьба, а непрестанное совершение неконкретизированного и несдерживаемого ни моральными, ни социальными установками насилия, говоря простым современным языком - беспредела. И беспредел этот питающийся жадностью, ненавистью и жаждой крови с одной стороны и отчаяньем, страхом и жаждой мести с другой, не прекратится сам по себе. И если бы не было Оды Нобунаги (который, кстати, проскальзывает мимоходом наивным пацанёнком в одном из первых томов манги), то боюсь, не смотрели бы мы сегодня никакого аниме, а на островах Восходящего Солнца жили бы корейцы, китайцы, вьетнамцы, или, на худой конец, монголы.
Alex: Почему нет, представлю: "Унесенные призраками", "Принцесса Мононоке", "Корабль-призрак", "Покемон", "Сэйлор Мун", "Роботех", "Макросс",... - это так или иначе лицензированные фильмы, а также фильмы, показанные в свое время по центральному телевидению.
"Nausicaa", "Video Girl Ai", "Oh! My Goddess", "Jubei Ninpouchu", "Battle Angel Alita""Унесенные духами" Миядзаки подходят лучше всего, как мне кажется... Также неплохи в этом смысле "Охотник на вампиров Ди", "Призрак в доспехах", Тоторо (хороший мультфильм для детей), и, возможно, "Могила светлячка".Тенчи ОВА, Х ТВ, Ева, Вандред, Слаерс, Лав Хина, Evangelion, Fushigi Yuugi, X, Cowboy Bebop, Hellsing, Escaflowne. Хотя есть и универсальные варианты, типа "Утены", "Принцессы Мононокэ", "Фушиги Юги", "Акиры", "Призрака в доспехах", "Love Hina".Пожалуй, X (TV) - глубокие чувства, блистательная графика и динамика действия. Для более младшего возраста - Ah! Megami-sama!Princess Mononoke, Akira, Ninja Scroll, Vision of Escaflowne, Vampire Hunter D, Blue Submarine No.6...Лично я всем рекомендую смотреть Миядзаки, его аниме очень добрые.Понравились: "Х", "Корабль-призрак", "Video girl AI", "Nausica", "Ah! My goddes", "Battle Angel Alita".Это была Ева. Почему-то я умудрилась с первого раза попасть на этот шедевр.Помню. Тогда я учился в институте и протащился как моль по нафталину от Сейлор Мун... Мои самые любимые вещи это СМ, Х, и :) Надесико.Любимые: Вандред, Ева, Х TV, Тенчи, Блу субмарин No.6, Лав Хина, О май годесс, Видео гел Ай, Слаерс ... и многое другоеEvangelion. Оно меня всем затронуло. Любимое аниме: Evangelion, Fushigi Yuugi, X, Cowboy Bebop, Hellsing, Escaflowne и т.д.ЕВАНГЕЛИОН! Торкнул неимоверно! Еле отошел. На данный момент самое любимое аниме - Vandread. Love Hina очень понравилась. Эскафлон зацепил. Ну и многие, многие другие.Первое, которое протащило, было наверное, Ева. Были и до неё, но что-то меня в них не сильно включило. Чем понравилось - ого-го... Позднее были всякие Фушиги, Богини, Видеодевушки и прочие. Но тоже весьма понравились. А потом появилось то, что перевернуло мой мир. И теперь моё любимое аниме навсегда - Утена.
Творчество Российских фэнов
STARK: Итак, анимешник третьей категории, - уже по определению не может быть простым пассивным потребителем (одних только трудностей сколько ему приходится преодолеть), а если учитывать ещё и то, что значительная часть аниме не является легко доступной для понимания, а порой и просто для адекватного восприятия, и определённо требует от зрителя не самый низкий уровень умственного коэффициента, то нет ничего удивительного в том, что многие не ограничиваются обычным просмотром, и занимаются творческим самовыражением в аниме-контексте - фэнарт, фэнфикшн, клипмейкерство, дойдзинси, перевод субтитров и т.д. (о таком интересном явлении как косплей, имеет смысл поговорить отдельно в контексте "привлекательности персонажей Аниме" в рамках общей темы "Выразительные средства Аниме", которой будут посвящены ближайшие выпуски БАЗАРов).
Praded: Я к этому делу, за исключением перевода субтитров и просмотра клипов Раммштайн+ЕВА или Призрак оперы+Воспоминания, что-то отношусь довольно равнодушно. Уровень всё-таки весьма низок. Любители есть любители. Да и по большей части это ведь всё вторично. Вот если бы это было оригинально и на профессиональном уровне, тогда да. Тут ведь как люди творят. По принципу: Сам пью - сам гуляю. А это уже обречено на гораздо более низкий уровень, чем в оригинальном аниме. Ведь там, спасибо Голден Бою, где вся эта кухня расписана подробно, один человек сочиняет интересный сюжет и дальнейшие перипетии его развития, другой создаёт основу образа персонажей и рисует ключевые сцены, а группа третьих дорисовывает промежуточные сцены. И вот тут-то они чудят и отрываются по полной. Вот такой фэнарт мне нравится. Поскольку я балуюсь переводами, то приходится просматривать серии в покадровом режиме. Вот тут то художества вторичных художников и всплывают. Причём всё это укладывается в 1-10 кадров, так что при обычном просмотре это не замечается. То неземной красоты игру света и цвета устроят, то в реализм ударятся и в каком либо кадре, большеглазая кавайная героиня, вдруг рисуется предельно реалистичной, не очень-то и красивой раскосой японкой, то во вполне благопристойном сериале вляпают кадр в стиле фансервиса. Или ещё что-нибудь, в том же духе. Интересно, на кого рассчитаны эти партизанские кадры? А творящим фэнам, тоже бы скооперироваться. Один - сюжетец какой либо написал, а другой к нему иллюстрации нарисовал. Вдруг лучше выйдет? А по поводу достоинств. Повторюсь, если бы этим кто всерьёз занялся, так фэны, это же готовая кузница кадров. Только невостребованная.
STARK: Заканчивается... Грустно... Но что поделаешь? Пока аниме-движение, находится у нас, как говорит Алекс-сенпай, в андеграунде, денег на нём заработать могут только пираты. Да и где в России снимать? Нет технической базы, да и кадровый уровень тоже навряд ли достаточно квалифицирован, для реальной конкуренции с японцами.
Praded: В те времена, когда народ считал деньги на "тыщи" и "лимоны", ваш покорный слуга регулярно гонял в Москву за книгами на продажу. И тогда в Олимпийском, я увидел НАШ комикс о приключениях капитана (фамилию не помню) в аду. Сделан он был именно по стандартам японской манги. ТОЛСТЫЙ журнал с чёрно-белой великолепной графикой, не менее великолепным сюжетом и очень ехидным юмором. Вышло их сразу два выпуска и обещалось дальнейшее продолжение. В это же время появились первые Диснеевские комиксы на русском языке. Я, понятно, накупил и того и другого. А дальше пошли чудеса. Если тоненькие диснеи продавались пачками влёт, то похождения капитана я еле-еле распродал за год при той же цене, что и за тоненькие журнальчики диснеев. Причём видимо продавались они плохо не только у одного меня. Если Дисней-выпуски регулярно обновлялись и в следующий приезд предыдущих номеров уже было невозможно купить (всё разобрали). То несчастный капитан ещё долго сиротливо лежал в тех же двух выпусках. Третий номер вышел чуть ли не через 2 года очень маленьким тиражом и его продавали уже как редкость, по баснословной цене. Четвёртый выпуск, по-моему так и не вышел. А хренотень и поныне разлетается на ура. Такая вот грустная история. Надеюсь всем всё понятно. Если нет покупателя, то и выпускать не будут. А почему покупать не хотят, сие мне неведомо.
Alex: Ага, вот вам и налицо и один из факторов информационной раскрутки: масса, толпа + реклама создают спрос, популярность. Хотя вещь может быть и не лучшего качества, но о ней много известно, постоянно показывают, большая поддержка - куклы, наклейки, реклама, раскраски: а малоизвестные вещи, хотя и на порядок более высокого уровня будут цениться только теми, кто о них знает, т.е. узким кругом эстетов. Вот это положение дел и хотелось бы изменить. Почему мы должны довольствоваться второсортным ширпотребом, почему другие не должны знать о чем-то более стоящем, только потому, что у кого-то промоушен круче? Ну дак эту ситуацию менять надо. Другое дело, что приходится бороться с инерцией и эгоизмом - многим из тех, кто имеют доступ к аниме и знают что это такое - просто наплевать на других: "не знают - их проблемы, я им не мешаю". Тут можно немного перефразировать всем известное изречение:
Перспективы развития аниме в России
STARK: Ну что ж, с положением дел в настоящее время в российском аниме-движении более или менее разобрались, теперь можно обратить взор в будущее, какое бы оно не было, светлое или тёмное, что зависит в немаловажной степени от самих анимешников, то есть от нас с вами товарищи, оно рано или поздно настанет, и хорошо быть к нему готовым, знать хотя бы чего можно от него ожидать.
Praded: Этот вопрос тесно связан с другим: "Аниме в России - кому, а главное зачем это надо?" Если это действительно кем-то искусственно подогревается и раздувается, то можно и Аниме-психоз создать, а можно и наоборот, прикрыть это всё. Но даже в худшем случае, меньше Анимешников, чем есть сейчас, не станет. Если же всё это развивается спонтанно и стихийно, поклонников Аниме станет ещё больше, настолько, насколько загадочная японская душа близка загадочной русской душе. Но это, конечно, если японцы планку качества не опустят или конкуренты в виде Аниме из другой страны не появятся. А что?! Фильмы о Кунг-фу, затмили фильмы о каратэ. Почему бы такому и в анимации не произойти. Да и мы не лыком шиты. Было бы кому взяться, а результат будет.
Alex: Ага, сейчас постепенно аниме начинают лицензировать, пираты тоже не обошли его вниманием - все больше появляется и их переводов, один только Digital Force уже немало напереводил, так что лед тронулся и все является только вопросом времени.
STARK: Дай-то Бог!
Заключение
Ну вот и подошёл к концу наш БАЗАР. Если мы смогли помочь кому-то разобраться в реалиях современного российского аниме-движения - хорошо, значит мы работали не зря. Если вызвали у кого-то желание возразить и поспорить - ещё лучше (думать полезно), так нет проблем, пишите сюда. Разговор о российском фэндоме далеко не закончен, он будет продолжаться и расширяться. То же касается и самих БАЗАРов. Привлекаются новые участники, разрабатываются новые темы, осмысляются новые идеи. Это сложно, но я уверен, что необходимо.
compiled by STARK (djstark(^_^)mail.ru)