Read or Die или Луч Света в тёмном Царстве.
Товарища Алекса довольно трудно было раскрутить на написание чего бы то ни было, однако после долгих уговоров он согласился таки ответить на ряд вопросов, из чего впоследствии получился довольно занятный диалог. Мы честно старались изъясняться как можно более доступно, однако если Вам что-то будет непонятно или не до конца ясно, или Вы захотите принять участие в обсуждении, смело пишите.
STARK: Давай пока придерживаться эмпирической точки зрения, и оставим метафизику на закуску. В начале предлагаю разобрать такой вопрос как, так называемая, "однотипность" персонажей, их характеров, а главное их дизайнов. Даже у тебя однажды, помнится, промелькнула фраза что мол, мордашки у всех похоже, кавайно нарисованы...
ALEX: хе, хе - видишь как я все продумал: "мордашки у всех отрисованы ПОХОЖЕ - кавайные, красивые" - это не значит что "мордашки у всех отрисованы ОДИНАКОВО - кавайные, красивые"
STARK: Приношу извинения за наезд. Однако, увы, далеко не все придерживаются такого же мнения. И честно говоря, меня это бесит! Ненавижу подобный подход. Попробую доказать ошибочность подобных утверждений. Во-первых, всё относительно. Я надеюсь никому не надо доказывать то, что не существует двух абсолютно идентичных материальных предмета, и в них абсолютно точно есть хоть даже и мельчайшие, но различия, пусть даже на молекулярном уровне. Рука художника движется каждый раз иначе, рисует совершенно новую картинку, которой никогда не было раньше. Её идентичность с уже существующими и существовавшими обманчива. Это кажется очевидным, но именно о таких простых вещах и забывают утверждающие, что мол "там все одинаковые". Не правда, не одинаковые. Хотя схожесть несомненна...
ALEX: ага, видишь как я вовремя прикрыл тылы - правильно подобранное слово и я как раз укладываюсь в твой стандарт различия в молекулах :). Кстати, если быть настолько дотошным и рассматривать с твоей точки зрения, тогда получается, что фильм в каждом кадре смотрится про РАЗНЫХ персонажей - они ведь отличаются, да? :))). Так что может не такой жесткий критерий выберешь?
STARK: Строго говоря, насчёт разных персонажей в каждом кадре, так оно и есть, но дело в том, что они пока что НЕ персонажи - они просто рисунки, ничем не отличающиеся от любого другого изображения, так же как человек по этому "стандарту" не более чем комплексный набор химических соединений. Персонажами они становятся уже в нашем сознании. А сознание это очень несовершенно. Мы приходим в этот мир (с эмпирической точки зрения) с абсолютно чистой памятью, которая заполняется на протяжении всей нашей жизни образами. Образами визуальной картинки, образами запахов, звуков, образами мыслей. К сожалению, образ вещи это далеко не сама вещь, и у большинства людей оставшиеся в памяти образы не полностью соответствуют действительности, не говоря уже о том, что они неизбежно блекнут со временем. При чём здесь аниме? Притом, что визуальная часть нашей памяти самая неточная, но составляет при этом большую часть оставшихся у нас образов. Сознание обычного человека просто не смогло бы полноценно оперировать с таким большим количеством информации, которое содержит любая визуальная картинка. Закройте свои глаза на мгновенье, очистите свой разум, и откройте их вновь секунд на десять. Закройте их вновь и постарайтесь удержать картинку во всех подробностях. Наверняка, надолго Вам это не удастся. Далее, применяя это по отношению к людям, мы обнаружим, что запомнить с первого взгляда незнакомое человеческое лицо не так-то просто. Мозг не в состоянии объять всю предоставленную информацию, и потому внимание наше обычно фиксируется на особенностях физического строения, на элементах одежды и прочем. Стоит убрать эти вспомогательные факторы, и проблема опознания встреченного повторно человека увеличивается во много раз. Я говорю всё это к тому, что дизайнеры персонажей в аниме и манге пользуются этими особенностями человеческого сознания на все сто процентов, поэтому столь повышенное внимание уделяется таким атрибутам как причёска, характерная одежда и голос сейю.
ALEX: верно, дизайнеры специально создают особенности, которые и будут цеплять внимание и впечатываться в сознании, в принципе, аниме такое упрощенное (не так уж и много линий) и в то же время такое наполненное: именное благодаря тому, что каждый или почти каждый штрих продуман, наполнен смыслом, попадает в суть (суть, сущность - это отдельная тема) - это большое Искусство так выразительно рисовать: пара штрихов и вот герой уже больше не растерян, а решительно настроен или грусть превращается в радость - это и есть применение мелочей и особенностей с максимальным КПД.
STARK: Это чисто внешние различия между персонажами из различных аниме. Но ведь как актёры в реальном кино воспринимаются адекватно исключительно тому окружению, что имеется в каждом конкретном фильме, так и в аниме, что с того что, к примеру, что Ай (Видеодевушка Ай) является и по характеру и по внешности сестрой-близняшкой Ицуки из "I`S"? Обстановка в обеих мангах различна, и остальные действующие лица другие.
ALEX: вот, вот - похожие по отрисовке персонажи в разных фильмах выглядят по-разному за счет разницы характера, сюжета, окружения, озвучки... возникает эффект, что то вроде того, когда во внешне похожие тела как бы вселяется дух разных личностей и тогда начинается уже другая история :)
STARK: потому и возникающие невольно в мозгу параллели следует нещадно давить, чтобы они не отравляли удовольствие от просмотра.
ALEX: тут скорее не параллели давить надо, а позволить себе воспринимать, быть более открытым, впустить в себя атмосферу, наполнение нового фильма...
STARK: Ну, кому как, а мне подобные гнусные мыслишки приходится совершенно натурально глушить, чтобы они не мешали жить. Тут уж зависит от того, кому как повезло с головой, хе-хе.
ALEX: О! Вот это и есть одна из важнейших тем - как же надо правильно смотреть, тут опыт у всех разный, разные особенности, склонности, но если пособирать, обобщить, разбить, то может каждый найдет для себя что-то интересное и важное, что раньше не давало наслаждаться аниме в большей мере, получать что то большее...
STARK: Да, это важный вопрос, но уже прикладного значения, его осветим позже. Теперь настало время поговорить о метафизике. Я, как писатель-любитель, знаю, что персонажи с особенно удачно выписанными характерами с некоторого момента начинают, образно говоря, жить своей собственной жизнью, и их приходится, что называется, заставлять выполнять те или иные задуманные мной заранее вещи, чтобы продвигаться дальше по сюжету. То есть персонажи зачастую становятся личностями, в определённом смысле существующими в несколько иной степени, так сказать, иной плоскости. В манге, а особенно в аниме эта странность принимает невероятные масштабы, что неудивительно, так как здесь идёт подача кристаллизованной "жизни со стороны". Ведь нарисованным актёрам не нужно играть, они на самом деле живут "там". Вот я и хочу спросить у тебя, Алекс, как считаешь, можно ли считать аниме-песонажей, так сказать "живыми", но существующими в иной плоскости, хе-хе?
ALEX: вот ты и еще разок попал почти что в точку :), еще одна из важнейших тем, но прежде, чем ее сделать достоянием народа, стоит хорошенько проработать ее, пообщаться, пообсуждать - такой блин не должен пойти комом. Я еще со средних классов школы интересовался всякими философиями, попробую попроще переизложить кое-что из них на русский язык. Вкратце идея такова: согласно индийской философии (и не только в ней, например на западе подобную теорию выдал Платон) - этот мир не единственный, и его грубая материальная составляющая, которую мы хорошо знаем, это далеко не все, что есть... и это только начало :)
STARK: смотря что вкладывать в понятие жизни, хе-хе :)
ALEX: Согласен, но вернемся к теме. Так вот, цель мангака заключается не в том, чтобы выдумывать истории и т.п., а чтобы воспринимать их с минимальными искажениями. Или скажем так, чтобы приносить на этот уровень дух того плана, который доступен их восприятию или интуиции.
STARK: примерно так все и происходит, правда не уверен на счёт того, что авторы исключительно "приёмники" и только. Скорее они лишь способны на полубессознательном уровне воспринять общие очертания Идеи, и как ты выражаешься ОТТУДА, и уже в мире материальных вещей облекают ее, по мере возможностей своих талантов, в более- менее понятные для нас вещи.
ALEX: дык я об этом и говорю. Конечно же там нет никаких Каору или Синзи, но там есть квинтэссенция чего то абстрактного и невыразимого обычными словами, некий дух, атмосфера, состояние, намерение, идея... что то, что хотело воплотиться здесь, и не важно в материальной форме или в виде мультика, в виде любовной истории или в виде комедии - все это лишь формы для проявления, главное чтобы снизошел дух - то, что ты чувствуешь во время или после просмотра.
STARK: не совсем так, чувства далеко не самое главное, по крайней мере для меня гораздо важнее что ты смог понять при просмотре, и в какой мере ты смог воспринять изначальную Идею, но об этом поподробнее потом.
ALEX: пожалуй, одна из первых вещей, о которых стоит договариваться при обсуждении чего либо, так это соответствие в терминах - чтобы мы, произнося одни и те же слова, вкладывали в них один и тот же смысл, а то у меня уже не раз бывало, что споришь о чем то с человеком, а оказывается говорили об одном и том же, но каждый использовал разные слова или слова были те же, а смысл в них вкладывался разный - ох уж этот великий и могучий.
STARK: ну видишь, мы же с тобой взялись, значит не всё так безнадёжно, хе-хе. Однако, всё же наверняка найдётся немало народу, что прочитав выше написанное сильно усомнятся в нашем самочувствии...
ALEX: по большому счету - все мы психи ненормальные и еще много чего: другое дело, что выделяющийся человек считается ненормальным, нестандартным - читай, выбивается из серого стада. Окунуться в разные миры и принести что-то ОТТУДА в ЭТОТ мир, уйти с головой и суметь вернуться, да еще и прихватив с собой что-то - вот достойная задача.
STARK: Согласен, временный уход от земной реальности необходим каждому, но только временный. И важно научиться контролировать время пребывания в "иных мирах" и научиться получать от этого пользы по максимуму, тогда частичный эскапизм станет психическим отдыхом от этой жизни. И аниме прекрасный способ для этого. Хотя, думаю, к этому вопросу мы ещё вернёмся, но ответь мне сейчас, что ты думаешь об отаку?
ALEX: Отаку - это по-разному воспринимается, кто-то считает их просто любителями аниме, кто-то большими любителями аниме, а кто-то теми, кто живет аниме и все остальное для них вторично. Я не одобряю третьих. Аниме - это большой и красивый мир, но это один мир из многих, к тому же, мы живем в этом мире. Тут, наверное, тебе лучше всего ответит отрывок с проекта Мамору:
"... Anime - это как параллельный миp, куда так хочется пpобpаться, и котоpый остается недоступным навсегда. Это как испытание для истинных O-taku: знать, что он есть, и в то же вpемя понимать, что не попадешь туда никогда, потому что нам суждено жить в этом миpе. И важно не сломаться, а пеpеpасти эту тоскливую ниточку недостижимости, чтобы pеализовать себя как можно полнее здесь, никогда-никогда не забывая пpо то, что довелось увидеть там..."
STARK: Спорно. Но всё же, как считаешь это просто хобби или психическое расстройство?
ALEX: хе, хе - эта конструкция "или ... или... " распространенная ловушка, в которую попадает отвечающий, не подозревая, что ему подсунули заранее неверные ответы :)
STARK: Опять таки спорно, но я свою точку зрения на данный вопрос освещу позднее, в контексте объяснения "эстетического наслаждения" получаемого от просмотра аниме, а сейчас подытожим основные так сказать положения, выведенные нами ранее. 1) аниме-фильмы и участвующие в них персонажи, как и всё существующее в нашем материальном мире, является воплощением своей собственной уникальной Идеи, назовём так это твоё "НЕЧТО", следовательно 2) каждый из них является особенным и потому хотя и 3) схожесть несомненна, обвинения в полной идентичности несостоятельны, и чтобы убедиться в этом 4) необходим правильный подход к просмотру аниме.
ALEX: С ходу и не ответишь, попробую вкратце сформулировать, что в голову придет, не в порядке приоритета, а как приходит:
- не зацикливаться на том, что не нравится (повторяющиеся пальцовки в Сэйлор Мун, дурацкие пафосные выкрики, затянутые выяснения отношений...) - если раздражает, лучше быстро прокрутить этот момент дальше, чем настраивать себя на отрицательное восприятие всего аниме.
STARK: согласен, но прокручивать нелюбимые эпизоды вовсе не обязательно, гораздо лучше сделать над собой усилие и логическим путём выяснить что конкретно тебе в этом именно месте не нравится, и насколько здесь велик объективный фактор - халтура создателей, и не преобладает ли простое личное предубеждение, с которым, несомненно, нужно бороться.
ALEX: может быть, но когда я смотрю аниме, то в момент просмотра стараюсь включать минимум себя и максимально слиться с тем, что мне предлагают, если я начну останавливать фильм, долго задумываться, копаться в себе, то теряю какую то часть целостного восприятия, да и жадный я до времени - вон еще сколько несмотренного :)
- также я предпочитаю смотреть в одиночку, для меня просмотр - это что то личное, интимное, я раскрываюсь и не люблю, когда ко мне без спроса заглядывают внутрь. Если смотришь не один, то закрепощаешься, не даешь волю эмоциям, не погружаешься, стараешься выглядеть перед кем то взрослым, спокойным, ироничным, незаинтересованным... - в общем, неестественным и ставишь тем самым ограничение для восприятия.
STARK: здесь больше дело зависит не от самого человека, а от того аниме, которое предполагается просмотреть. Комедии и боевики отлично пойдут и в шумной компании, а мелодрама или красивая романтика можно замечательно посмотреть с девушкой (парнем). Но смотреть в первый раз вместе с кем-то ту же Еву, это мазохизм и изврат чистейшей воды. Хотя порой, иного человечка по-другому и не заставишь ничего смотреть, иначе чем посадить его рядом с собой. Так у меня был случай, когда на моём дне рожденья, все, ясно дело, нехило нагрузились и один из них попросил включить чего-нибудь "поприкольнее". Я поставил Утену: Через полчаса половина пошла допивать водку, а остальная половина с широко раскрытыми глазами внимала: и поминутно доставала меня вопросами: "а почему так, а не так?", "а что это?", "а что то?": - но досмотрели до конца и с тех пор перестали меня подкалывать по поводу "узкаглазых" и к аниме стали относиться гораздо более уважительно, что от таких, как они (их клички говорят сами за себя - Скин, Фашист и Ариец) ожидать трудновато.
ALEX: еще один пункт, не знаю как это объяснить, но
- иногда мне удается смотреть "идею", а не конкретику - внезапно отверни меня к стенке и я, быть может, не сразу вспомню, что именно только что видел, как звали героя, каков сюжет, какая там картинка...., но у меня останется внутри некое чувство, квинтэссенция воспринятого, что ли - именно чувство, но оно не тактильное, зрительное, слуховое... - нечто вроде того, как получить радость или удовлетворение - их трудно выразить, описать или классифицировать, но они есть, а просмотр аниме, например - это лишь способ, транспорт к достижению этого состояния, его различных оттенков и течения, пребывания в нем. Т.е. такую цель просмотра трудно адекватно описать - ее нужно прочувствовать, а все остальное является лишь инструментами для ее достижения - более или менее совершенными. Иногда это состояние может длиться несколько дней после просмотра, в это время для меня не желательно смотреть что-либо другое, чтобы не перебивать и чтобы позволить ЭТОМУ проникнуть глубже в тебя и остаться там уже не как простому переживанию или состоянию, а как части себя.
STARK: в качестве примера-антипода приведу себя. Я стараюсь погрузиться в фильм как можно глубже (интим, хе-хе), внимательно слежу за всеми сюжетными перипетиями, изучаю характеры персонажей и взаимоотношения между ними, наслаждаюсь каждым удачным кадром, для чего активно пользуюсь паузой при просмотре, систематизирую, анализирую полученную информацию, делаю выводы (собственно из-за того, чтобы не забыть всё это я и начал писать статьи), короче стараюсь вникнуть в суть на сознательном, а не чувственном уровне, как это делаешь ты.
ALEX: ну, я уже говорил, что для меня чувства включают себя также и мысли, просто если сделать пропорцию, то мыслям уделяется сравнительно небольшая часть по сравнению с остальным воспринимаемым диапазоном. Знаешь, есть разница между "просто понять" и "осознать с силой", у Кастанеды даже есть такой термин "истины об осознании" - сильные переживания, которые встраиваются в структуру человека и соответственно изменяют его. Например, в случае "простого понимания" можно знать, что нужно быть хорошим, но не следовать этому знанию. С другой стороны, сильное переживание может войти в человека так, что он изменится, изменятся и его поступки. Вот чего я хочу. Т.е. мысль как направляющая, а эмоция как энергия, энергия для изменения - нам ведь так не хватает этой энергии - все то мы знаем, но ничего не делаем, не хватает нам чего то: Но опять таки, возможно мы в одинаковые слова вкладываем разный смысл и быть может говорим об одном и том же :) Значит, продолжим:
- желательно не стесняться выражать чувства во время просмотра - как раз просмотр в одиночку это и позволяет :), помогает хорошая графика и хорошая озвучка, но все же, все это только помогает - главный тумблер надо повернуть у себя в голове :)
- сейчас время не позволяет, но раньше я заглатывал сериалы, книги целиком - без перерыва на сон и обед - в запой что ли? :) У этого есть некоторое преимущество: в голове хранится более свежая информация и она легко накладывается с новой поступающей информацией, так как та еще не успела потускнеть и забыться, легче синтезируется, объединяется, порождая этим синтезом что-то новое. А это, в свою очередь, можно объединить с чем-то еще и так далее по нарастающей... - возникает многим знакомый эффект многоуровневых книжек (когда прочитал один раз и понял, что это круто, потом читаешь во второй раз и видишь намного больше, чем в первый (потому что теперь с самого начала доступна та информация, что узнал только в конце первого прохода и значит теперь информация с самого начала интерпретируются уже иначе), с третьего прохода удивляешься - как же ты много пропустил в первые два и так далее...). Если смотреть в запой, то можно как бы форсировать многопроходный просмотр, так как не произошло еще забывание и в результате улавливаешь в большем объеме и глубине. У меня было такое с книжками - я читал взахлеб, а другие неспеша, постепенно, а потом когда мы обсуждали книги, их содержание, идеи, я иногда был просто поражен тем, как много они упустили и не поняли - им то чтобы достичь моего уровня пришлось бы читать несколько раз, а я это форсировал скоростью и неразрывностью. Только спустя несколько лет, наткнувшись на систему обучения Шестова, я узнал, что усваивать нужно законченными блоками, а не отрывками, иначе КПД усвоения очень низок. В данном случае, для меня законченный блок - это фильм или книга целиком. Теперь можно вернуться к аниме, может я и не прав, но если смотреть небольшими порциями, то можно недонырнуть до самой сути и кайфа соответственно :). С другой стороны, если не ограничивать себя, то некоторые могут быстро пересытиться и как бы перегореть.
STARK: я считаю, что не стоит перегружать себя впечатлениями, и к тому же избравшие мой путь сознательного просмотра, просто не смогут воспринять всё в необходимом для полноценного анализа объёме, и многое будет пропущено, и это придётся наверстывать, хотя в этом есть свои плюсы. К тому же разве не возникает желания растянуть удовольствие подольше? Я вот предпочитаю пересилить себя сегодня, но быть уверенным в том, что у меня наверняка будет что смотреть/читать/играть на завтра).
ALEX: как сказал Георгий Шуклин в своем "Почти наркотик" - "я никогда не бываю в пустоте". У меня всегда есть что почитать или посмотреть, куда пойти и чем заняться, благо и несмотренного аниме у меня хватает, так что я могу себе позволить такую вещь, как жадность :)
- не смотреть больше одной вещи в день, не смешивать впечатления от различных просмотров, иначе не будет глубины, не впечатается, не прорастет. Иногда даже полезно делать перерывы в несколько дней, полазить по форумам, почитать мангу, а потом просмотреть еще разок - тогда пробьет сильнее.
- ТВ посмотрел?
- да
- ожидал что там будет так и так, а там не так?
- да
- концовку сразу смотрел, без перерыва?
- да
- на форумах был
- нет
- остальные фильмы тоже успел сожрать?
- ага
- ну ты и Дурак, напортачил где только мог, я же тебя предупреждал - иди читай форумы, статьи, потом пересмотришь, раньше не приходи...
STARK: хе-хе, я от Евы до сих пор отхожу, хоть и посмотрел уже полгода назад.
ALEX: следующий совет:
- во время просмотра ум надо выключать нафиг, со всей его разумностью, рациональностью, взрослостью и т.п. - иначе мы сами сужаем свой диапазон восприятия от свободного полета, до "взрослой зачерствевшей и одеревеневшей особи", но это сделать не так то легко - наверное ты не раз замечал, что мы как бы не хозяева сами себе и заставить ум не думать о том, что ему взбредет в голову, а хотя бы просто заткнуться - уже и это не так то просто, а для некоторых и вообще невозможно - как будто ты числишься номинальным хозяином, а реально всем этим заведует кто то другой :)
STARK: ну, не знаю как там насчёт потустороннего хозяина моего мозга (если он существует, я ему очень сочувствую, хе-хе), но вот мне со своим сознанием, извращённым философией Артура Шопенгауэра, хоррором, индастриэлом и идеями национал-большевизма, приходится бороться постоянно, причём порой бой идёт не на жизнь, а на смерть, хе-хе. Поэтому, отключать сознание для меня опасно, приходится держать его под постоянным контролем, и попросту душить все его попытки из под этого контроля выбраться.
ALEX: еще у меня получается "включение", т.е. тебя за что то цепляет, если позволяешь себе сопереживать, позволяешь войти в себя тому, что находится снаружи и оно резонирует с тем, что у тебя есть (это важная вставка, потом поясню), т.е. когда раскрываешься навстречу, когда есть искренность, непосредственность, открытость... т.е. некие качества, назовем их "положительные качества". Эгоизм, черствость, жадность, страх, зависть... - назовем "отрицательными качествами", т.е., как в математике, пока как бы введем два термина.
STARK: хорошо, давай введём
ALEX: так вот каждый может или способен резонировать на то, что у него есть или, скажем так, развито. Тот диапазон чувств, который ему доступен: любовь, юмор, самоотверженность, искренность, великодушие или же насилие, пошлость, коварство - все это есть в том НЕЧТО, только оно там никакое - не хорошее и не плохое, оно просто есть как данность. Таким образом, каждый в, казалось бы, одном и том же, видит разные аспекты, т.е. те, которые соответствуют его уровню развития, те, которые есть в нем самом. И если один может получить пользу от просмотра, то другой - вред. Получается, что те самые эмоциональные переживания, от которых может колбасить одних - просто недоступны другим, это как слепому объяснять цвет восхода и что в этом прекрасного - ну нету, недоразвит у него "внутренний орган" для восприятия соответствующего диапазона чувств, говорят "нет у него чувства юмора", например. Значит, и резонировать не с чем. Если понятнее - это как чувство эстетики, гармонии - у кого то его нет (этих жаль - они не то, чтобы теряют, а просто не подозревают о существовании целой вселенной чувств и переживаний, которая гораздо шире и красивее той серой плоскости, в которой живут они), а у кого то эти чувства, в большем или меньшем количестве. НО... теперь главное - это можно развивать, тренировать - как мышцы, например. Иначе говоря, можно совершать прогресс, развиваться, менять себя, например, смотря избранную классику, а не ширпотреб, или практикуясь в какой-нибудь духовной дисциплине (у даосов даже существует понятие некоторых добродетелей, без которых невозможно выковать пилюлю бессмертия, но это длинно и мутно пояснять, да и не силен я в этом). Проще говоря, развивай "положительные качества", цени их, стремись к ним и постепенно они у тебя появятся, тогда и торч от просмотра того же аниме будет намного больше, но теперь аниме уже уходит на второй план, ибо сама жизнь становится ярче и богаче, здесь аниме - как предвестник, как первые вспышки того, что реально можно воспринимать и чем быть - они же (высшие чувства и переживания) не берутся ниоткуда, они есть внутри нас, просто хорошенько припрятанные, а хорошее аниме, в данном случае, как проводник к этой еще нераскрытой части себя, хотя бы для того, чтобы знать что она, эта часть существует. Кстати, более развитое чувство эстетики - это одно из объяснений того, когда зритель может уловить больше, чем мангак, создававший мангу или аниме (по-нашему проявлявший НЕЧТО, приведший ЭТО оттуда сюда).
STARK: Более подробно эту тему я постараюсь раскрыть попозже, пока добавлю ещё пару замечаний о подготовке к просмотру аниме. Очень важно - необходимо выкинуть из головы мысль о том, что мы смотрим мультфильм, а потому всё происходящее это как бы "понарошку", "не на самом деле". Об этом непременно нужно заставить себя забыть, раз и навсегда. Если, в прискорбных случаях, человек грубый материалист и не способен воспринять метафизические положения, о которых мы говорили ранее и будем говорить вновь, то ему стоит это сделать хотя бы ради того, чтобы облегчить себе получение эстетического наслаждения от просмотра, достижение которого и есть цель "правильного подхода" к просмотру. Затем, нужно перестать воспринимать происходящее на экране как нарисованное, считайте что это особенный вариант отображения действительности, выполненный специальными выразительными средствами аниме. Отсюда уже недалеко за признанием зрителями аниме факта наличия живой сущности несколько иного порядка и плоскости, чем наша, физически-трёхмерная.
- Аниме желательно смотреть в спокойной обстановке, без перерывов, и по возможности в одиночестве.
- Отвлекающие факторы надо исключить обязательно, а в компании или на большом экране аниме лучше всего идёт при повторном просмотре.
- Неплохо бы заранее настроиться на то конкретное аниме, которое предстоит посмотреть. Хорошо помогают в этом саундреки, клипы по мотивам, да и просто опенинги.
ALEX: ага, только я использую различные описания, кое кто мангу, ну а саундтрэки и клипы в основном смотрят после просмотра, когда фанатеют, когда прет ностальжи :)
STARK: ну, не знаю, использовать для этого мангу по-моему просто кощунство, а вот клипы для ознакомления я использую постоянно.
ALEX: лично я не потребляю сам и другим не советую (во всяком случае не рекламирую), так как многие слабы и не знают меры, а я чувствую на себе ответственность за это. Я сторонник другого пути - искать и развивать в себе, а не опираться на костыли, иначе возникает зависимость, в смысле, что разучиваешься настраиваться и достигать сам. Ну а как грубейший пример - нарки - они тоже "настраиваются" на интересное восприятие этого мира внешними средствами, ну а что бывает потом - мы хорошо знаем. Кстати, я еще читал в одной авторитетной книге, что есть такие "тонкие нервы", не принадлежащие к этому грубому телу, но в то же время отвечающие за наше восприятие тонких эманаций - так вот при употреблении всякого зелья, они слабеют и разрушаются, т.е. человек как бы строит дом и одновременно ломает его, бывает, конечно, что он воспринимает "интересные" миры, всякие откровения и т.п. - но это лишь другие грани плоскости, в которой он себя заточил, а вот чтобы вырваться из этой плоскости, как раз и надо иметь эти тонкие нервы, но большинству это нафиг не нужно - им достаточно и того, как они сейчас живут, а я жадный :)
STARK: Теперь пришло время дать, наконец, объяснение "эстетического наслаждения" от просмотра аниме, о котором я уже столько раз упоминал. Это будет нелегко, поэтому очень прошу немного напрячь Ваш интеллект для понимания тех важных вещей, о которых я сейчас буду вещать. Итак, немного общих положений. Что такое удовольствие знают все из своего жизненного опыта. Его высшая стадия зовётся наслаждением, и грубо говоря, бывает двух основных типов - чувственная (получаемая от раздражения нервных окончаний в теле, то есть удовлетворение физических желаний и потребностей), и интеллектуальная, по сути дела отличающая нас людей, от всех остальных представителей животного мира. Те, кто обладают достаточно мощным и развитым интеллектом, способны получать удовольствия высшего порядка. Больше всего, так сказать, повезло людям творческим, способным Творить и заниматься Искусством (то есть, как мы с Алексом ранее объяснили, работать над частичной объективизацией Идей), которым впоследствии могут воспользоваться и остальные для достижения собственно "эстетического наслаждения". Познание прекрасного постоянно предполагает чистый познающий субъект и познаваемую идею, как объект, единовременно и нераздельно. Источник эстетического наслаждения будет больше заключаться либо в восприятии познанной идеи (то есть мой случай), либо в блаженстве и духовном спокойствии чистого познания (случай Алекса :), практически освобождённого от всякой индивидуальности (как раз это его отключение сознания). Лично я счастливчикам вроде Алекса даже завидую, хотя и могу утверждать, что они при этом многое теряют, но приобретают гораздо больше, что мне практически недоступно. Ведь когда человеку удаётся вырваться из бесконечного потока желания, вырвать познание из рабского служения воле, и внимание его уже будет обращено не на мотивы желания, а на чистое восприятие идей, наблюдая их вне интересов, вне субъективности, чисто объективно, отдаваясь им всецело, поскольку они чистые представления, а не поскольку они мотивы - и тогда вечно искомое и на самом первоначальном пути любого желания и вечно ускользающее от нас спокойствие наконец наступает, и человек чувствует себя счастливым, так как он сумел хоть одним глазком заглянуть за границу того состояния вечного покоя что столь любимые тобой, Алекс, и Кастанедой, индусы, называют замечательным словом "Нирвана".
compiled by STARK (djstark(^_^)mail.ru)
оформление иллюстрациями alexfly : спасибо Kyle за идею с KareKano
и еще, я бы назвал эту "статью" так "AnIMe-базары". ^_~