Редко когда случается, что гениальное произведение искусства становится широко известным далеко за пределами узкого кружка ценителей-эстетов. Авторы Евангелиона, Хидеаки Анно, Ёсиеки Садамото и остальные члены знаменитой команды разработчиков GAINAX проделали грандиозную работу, результаты которой, в принципе, могут понравиться каждому, чей умственный коэффициент превышает хотя бы сотню. Мне писать об этом культовом аниме чертовски сложно, не только от того, что о нём написано уже много больше, чем можно прочитать, но ещё и потому, что Евангелион, что скрывать, мой однозначный фаворит, как в анимационном, так и в игровом кинематографе, но я всё таки попытаюсь. Будем считать, что Вы, уважаемый читатель, не только не видели, но и не слышали об этом эпохальном аниме.
Neon Genesis Evangelion - 26 серийный ТВ-сериал, выпущенный студией GAINAX в 1995 году. Режиссёром его стал Хидеаки Анно, известный по сериалу Gun Buster. Манга, нарисованная дизайнером персонажей Садамото Ёсиеки выходила практически параллельно с аниме, и имеет значительные расхождения в сюжете и отличную версию концовки, поэтому считать её первоисточником, пожалуй, нельзя. Вскоре после окончания показа сериала на телевидении, вышли в свет полнометражный фильм End of Evangelion (и первая его часть Evangelion - Rebirth) - альтернативный финал сериала, и Evangelion - Death, представляющий из себя нарезку эпизодов из основого сюжета с небольшими дополнениями, скомпонованный специально для тех, кто пришёл на "Конец Евангелиона" и пропустил ТВ-сериал.
Формально Евангелион можно отнести к меха-сентаю, но за очередной разборкой гигантских роботов с ужасными пришельцами кроется много, много большее. Как я уже отмечал, каждый может найти в Евангелионе что-нибудь для себя, так как он необычайно многогранен. Ну, во-первых, это прежде всего очень сложный, предельно навороченный сюжет, замешанный на оригинальной интерпретации Библейских мотивов с добротной научной фантастикой, с апокалиптичной атмосферой и элементами тёмного, мистического учения древних иудеев - Каббалы, с множеством оригинальных поворотов, и предельно необычным и неожиданным окончанием ТВ-сериала, потрясающей во всех смыслах слова альтернативной коцовкой в "Еnd of Evangelion". Кроме того, Евангелион представляет нам (сердечное спасибо товарищу Садамото!) одних из самых примечательных персонажей в истории аниме. Их характеры глубоки и сложны, мотивация поступков не всем ясна с первого взгляда, но всегда логична и объяснима (если конечно знать подоплёку событий, которая не каждому становится понятна и после многократного просмотра всего Евангелиона, хе-хе). Внимательно следя за их взаимоотношениями становится видно серьёзное исследование авторами человеческих отношений вообще, и так называемой проблемы "отцов и детей" в частности.
Нельзя не упомянуть блестящее графическое исполнение Евангелиона, особенно потрясают спецэффекты и невероятный для анимационного фильма уровень детализации. Талант Анно Хидеаки как режиссёра сомнению не подвергается, и специфические художественные приёмы и технические решения, применённые им в этом сериале, были неоднакратно заимствованы и использованы в других аниме (даже в "Фушиге-Юге" в 26 серии есть эпизод, парадирующий ставший хрестоматийным бег маленькой Аски к двери, за которой её ждёт страшный сюрприз в виде повесившейся матери).
По степени воздействия на зрителя Евангелион и сравнить-то с чем-нибудь сложновато. Дело тут даже не в эмоциях, а скорее в принципиальном авторском подходе к самой моей любимой теме - просветительской функции аниме. Идеи, заложенные в Евангелион, настолько мощны и глобальны, что им посвящены отдельные исследования (и мои в том числе, желающие могут ознакомиться на djstark.narod.ru). Причём пацаны из Гайнакса умудрились подать их таким образом, что у неподготовленного зрителя может начисто снести крышу или вызвать зевоту и нестерпимое желание выключить "эту фигню" и не включать её больше никогда (это те самые несчастные, обделённые при рождении IQ). Кроме того, не рекомендую смотреть психически и эмоционально неустойчивым личностям, так как давление и на психику и на эмоции будет нарастать с каждой серией, достигнув своего пика в кульминации, в End of Evangelion, который действительно "Конец" с большой буквы. К примеру я, едва не завалил, на хрен, всю зимнюю сессию, так как был настолько полон Евангелионом, что мой мозг был просто не в состоянии принять в себя все эти идиотские формулы и определения. Так и ходил три недели как отмороженный, забивая на всех и на всё. Так что если Вы всерьёз решили сесть за просмотр, проверьте нет ли у Вас срочных и трудноразрешимых проблем в настоящем и ближайшем будущем.
По этим и ряду других причин, о которых невозможно рассказать в коротеньком обзоре, Евангелион является одним из самых популярных аниме на планете и обладает внушительным фэндомом. Так как сюжет имеет множество не вполне ясных, а порой даже спорных моментов, то это создало огромное количество фэнфиков "по мотивам", уступающее разве что только фэнфикам по "Ранме". Существует также большое количество самодельных клипов по Евангелиону, положенных на самую разную музыку, от хорошей и не очень попсы (Pet Shop Boys, Offspring) вплоть до монстров суровой бескомпромисной альтернативы, в том числе Nine Inch Nails, White Zombi, Metallika, Rammstein, Prodigy, и среди них попадаются действительно классные вещи. Очень рекомендую найти и посмотреть клипы положенные на "More Human Then Human" White Zombi, "Engel" от Rammstein, "Breathe" от Prodigy, и "Memory Remains (live)" от Metallika.
На этом, пожалуй, краткий рассказ о Евангелионе можно и закончить, иначе он рискует перейти в о-очень большой и подробный FAQ. Главное, пожалуй, здесь было показать, что Евангелион достоин того, чтобы обязательно его посмотреть, причём не так уж и важно являетесь Вы анимешником или нет, и я более чем уверен, что Вы не разочаруетесь.
STARK (djstark(^_^)mail.ru)