Хаяо Миядзаки в представлении не нуждается, - живая легенда классик современного аниме, чьи фильмы всегда становятся значительным событием, как для японской анимации в частности, так и для кинематографа вообще. Он наделён удивительным и редким, а потому бесценным талантом находить путь к самым сокровенным уголкам души практически любого человека, не зависимо от его возраста, национальности, религиозных или политических убеждений, и половой принадлежности, наконец. То, каким образом ему это удаётся, это тема для отдельного серьёзного исследования, а в этот раз я предлагаю поговорить о его совершенно уникальном произведении - "Принцессе Мононоке", фильме, в котором присутствуют все штрихи, позволяющие внимательному глазу безошибочно узнать почерк великого мастера, и в то же время столь разительно отличающегося от всех его предыдущих работ, и, возможно, в не меньшей степени и от последующих также, фильму, ставшем одним из самых успешных анимационных лент за всю историю существования мультипликации, и который по праву можно назвать настоящей жемчужиной, занявшей своё достойное место в сокровищнице шедевров мирового искусства.
РЕЙТИНГ - 10
Как выглядит и как звучит
Великолепно! Здесь двух мнений быть не может. Сказочно красивая картинка, достигаемая сочетанием потрясающей плавной анимации движений, невероятной детализации, высочайшим уровнем прорисовки и богатейшей цветовой палитрой, и, конечно, выверенного до мельчайших подробностей дизайна, сопровождается завораживающей симфонической музыкой, время от время дополняющейся этническими (японскими разумеется) напевами.
О фактически безупречной режиссуре говорить даже как-то и неудобно. В конце-концов, это же Хаяо Миядзаки! Правда, необходимо упомянуть о том, что в этот раз он несколько отступил от своих традиций и сделал "Принцессу Мононоке" достаточно мрачной и кровавой, чтобы рекомендовать её к просмотру детям хотя бы лет с двенадцати. Хотя, если быть откровенным, я думаю, что крови могло быть и побольше.
Как смотрится
Об ориентации создателей на относительно взрослую и, самое главное, сознательную аудиторию, говорит также глубокий, достаточно сложный и в высшей степени занятный сценарий, с помощью которого нам предоставляется отличная возможность рассмотреть в метафорической форме в срезе сущность конфликта человеческого общества и природы, а также порождаемых самих обществом внутренних противоречий, понять их трагическую неизбежность, но вместе с тем почувствовать вслед за героями (теми, что пережили катаклизм в конце фильма) надежду на возможность проведения позитивных изменений с учётом печального опыта прошлого и не повторения ошибок, приведших к столь плачевным результатам.
Итак, действие "Принцессы Мононоке" происходит в средневековой Японии и разворачивается вокруг легенды о Лесном Духе - божестве жизни и смерти, каждую ночь материализующемся на священном озере в зачарованном лесу в виде необычного вида оленя. Считалось, что он способен излечить любую даже самую тяжёлую хворь, как человека, так и животного, и в надежде на это принц, объявленного вне закона и практически истреблённого клана, по имени Ошитака отправился на его поиски, дабы просить великого Лесного Духа избавить его от жестокого проклятья, полученного им от вселившегося в огромного вепря демона ненависти и медленно, но верно поглощающего его тело и душу. В ходе своих странствий, Ошитака оказывается втянут в противостояние между жителями Железного Города, бывшими разбойниками, проститутками, беглыми крестьянами, прокажёнными, одним словом отверженными, получившим приют в этой крепости, управляемой харизматичной Госпожой Ибоши, с одной стороны, и разумными животными, живущими в зачарованном лесу, из которых наиболее опасно для людей племя волков с выращенной ими юной воительницей, девушкой по имени Сан, прозванной Принцессой Мононоке, с другой. Ошитака, конечно, не может остаться в стороне, но в то же время старается занять так сказать активно-нейтральную позицию, так как понимает мотивы горожан, старающихся отвоевать у леса свободное пространство ради собственного выживания, но он также решительно против разрушения природы, сочувствует вымирающим животным, и... испытывает нежные чувства по отношению к прекрасной и своенравной Принцессе. Ситуация усложняется ещё и тем, что Железный Город постоянно подвергается атакам со стороны армий правителя Осано, жаждущего завладеть рудой и налаженным производством железа, а также разведчиками самого Императора, стремящегося к бессмертью, которое по преданью можно получить убив Лесного Духа и завладев его головой. Ошитака отчаянно пытается предотвратить грядущую катастрофу, но его собственное состояние непрестанно ухудшается, да и просто уцелеть меж двух огней не так-то просто. И как уберечь жизни представителей обеих воюющих сторон и при этом не оказаться в конечном итоге недругом и для тех и для других? Как видите, задачи перед Ошитакой стоят более, чем серьёзные, и хотя и несомненно, что он сделает всё, что только возможно в человеческих силах, и даже больше, но будет ли этого достаточно? Ответы на эти вопросы остаются неясным вплоть до грандиозного финала, усиливающего и без того сильные положительные впечатления от просмотра, и превращающего фильм в зрелище, поистине незабываемое.
Смысловая нагрузка
Традиционная концепция героя-одиночки, рискующего жизнью ради спасения людей или своей возлюбленной (или всех вместе), в "Принцессе Мононоке" претерпела, как мы видим, значительные изменения, поднимающие сюжет на качественно иной, более высокий уровень. Так, наш главный герой, Ошитака, принц остригший свои волосы, противостоит не абстрактному злу, или его материальному, человеческому воплощению, а людским предрассудкам, жажде власти и обогащения, социальной несправедливости, пренебрежительному отношению к окружающей среде (знаю, звучит глупо, но собственно, так оно и есть), наконец, упрямству и недальновидности отдельных личностей, волею судьбы оказавшихся в роли лидеров, короче говоря со всем тем, с чем и приходится бороться нам в нашей с Вами чёртовой реальности.
"Ты говоришь, что на тебе лежит проклятье... Хм, весь этот мир проклят" - так примерно ответил агент Императора, на рассказ Ошитаки о своём несчастье. Словно в продолжении его слов, Госпожа Ибоши, на вопрос о том, до каких пор будет продолжаться эта нелепая война, произнесла великую истину: "Пока жив последний человек, война не закончится". Война сама по себе нелепа, да и невозможна, до тех пор, пока её движущей силой не становится ненависть, питаемая жестокостью и несправедливостью, которых более чем достаточно и в относительно мирное время, а во время войны их количественный коэффициент увеличивается во сто крат! Нельзя победить ненависть, её можно лишь подавить силой, заглушить, как делал это Ошитака, сдерживая собственной волей разрушительное действие проклятья, но одолеть её не в состоянии даже самый выдающийся интеллект, её возможно только растворить в чувствах высшего порядка - милосердии, сострадании, любви... Именно чистая, искренняя любовь к Сан и сострадание к людям Железного Города помогли Ошитаке выжить и вместе с тем удержаться на грани демонического безумия, подготовленного ему жестоким проклятьем. По тем же причинам остановилась рука Сан, поднеся лезвие к самому горлу беспомощного Ошитаки и не бросила она смертельно раненого, обречённого незнакомца, ненавистного ей человека на произвол судьбы.
Благородству души, силе воле и характеру Ошитаки можно только позавидовать, его история, это замечательный пример для избравших своей жизненной позицией политику невмешательства во всё, что не касается их лично, так как это якобы бесполезно, того, что смелость, решительность и готовность к самопожертвованию во все времена позволяли людям творить чудеса, делая их способными как убить Бога, так и оживить его...
В конце ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что фильм практически лишён объективных значительных недостатков, и представляет собой "стопроцентное аниме-лекарство", предоставляющее как абсолютную усладу для глаз, так и серьёзную пищу для ума.
STARK (djstark(^_^)mail.ru)