Год выхода: 1984
Жанр: ???
Формат: OAV (1:15)
Режиссёр: Осии Мамору
Дизайнер: Ёситако Амано
- ??????????????????????????????????? - Примерно такую реакцию вызывает фильм при его первом просмотре. При втором и третьем впрочем, тоже. Все мы знаем и любим Осии Мамору и его великолепный "Призрак в доспехах", ставший общепризнанной классикой, прежде всего за счёт бесподобной режиссуры, позволившей неплохой, но довольно стандартный по содержанию боевик превратить в потрясающее по глубине и психологичности произведение, которое без зазрения совести можно назвать шедевром, над котором уже не властно время. Как выяснилось после знакомства с "Яйцом Ангела", снятым мастером в 1984. году, при работе над "Призраком" Осии Мамору ещё старался сделать фильм как можно более доступным массовому зрителю. Так что, если "Ghost in the Shell" показался Вам чересчур, сложным или скучным, то за данное аниме Вам лучше даже не садиться.
Я при просмотре "Яйца Ангела! допустил две почти что фатальные ошибки, - я смотрел его днём и по трезваку. Поясню - обычно я включаю аниме в районе двенадцати часов вечера, когда день со всеми его проблемами и заботами уже позади, когда вероятность того, что меня отвлекут визитом или телефонным звонком предельно мала, когда уличный шум из всего своего многообразия представлен лишь лаем бродячих собак, пьяными разборками соседей, чьих-то далёких отчаянных криков и гулом редких авто, когда можно целиком и полностью сосредоточиться на происходящем на экране действе, потихоньку потягивая при этом из бокала лёгкого приятного винца или джин-тоника, увеличивая тем самым шанс постижения метафизической сущности аниме (книги, музыкальной композиции, видеоигры и т.д.) и приближаясь к заветному состоянию "эстетического наслаждения". Увы, всё это мне пришлось компенсировать традиционными для меня анализом и философским исследованием, которые в случае с "Яйцом Ангела" оказались практически бесполезными.
Рейтинг - ??? - я в восторге! Для меня - 10. Ну а Вы решайте сами...
Как выглядит и как звучит
Думаю, для любого мало-мальски эрудированного анимешника имя Ёситаки Амано скажет о многом. Прежде всего, о высочайшем качестве рисунка и действительно оригинальном, легко узнаваемым стилем, который, если честно, я не очень люблю, но и не могу не признать, что для концепции "Яйца Ангела" он подходит просто идеально. Амано и Мамору, что называется, "нашли друг друга". Склонность к изящной тонкости линий, множеству каких-то незавершённых штрихов, контрастности на фоне общей цветовой монотонности одного, нашла наилучшее выражение в страсти к неожиданным ракурсам камеры, нагнетании мрачности и упору на психологию другого, на фоне их общей любви к эстетике сюрреализма, породив совершенно уникальное зрелище, чья трансцендентность просто сбивает с толку.
Фактическое отсутствие интриги как таковой, приводят сюжет в некое аморфное состояние, единственной надёжной и реальной частью которого является насыщенная нежными хоралами великолепная симфоническая музыка, являющаяся неотъемлемой частью фильма, гораздо более выразительной, нежели немногочисленные и нарочито малосодержательные с виду диалоги.
Как смотрится
"Ни хрена не понимаю!" - сказал я себе тупо глядя на ползущие снизу вверх титры. В течение всего фильма мне несколько раз казалось, что я почти разгадал задумку авторов, но каждый раз приходилось признавать, что я ошибался. Возникает такое ощущение, что они, авторы, вовсе и не ставили перед собой никаких просветительских или там пропагандистских целей - лишь обозначив контуры ряда интересных вопросов, они явно не собирались при этом не то что отвечать на них, но и даже подсказывать пути решения. Всё это похоже на дерзкий эксперимент двух талантливых людей, попытавшихся создать аниме нового, запредельного уровня, позволив каждому из зрителей самому найти для себя все ответы на найденные им же самим в фильме вопросы, и похоже, что так оно на самом деле и есть. В своих интервью Осии Мамору неоднократно говорил о том, к чему мы с Алексом пришли в результате нашего первого БАЗАРа:
"Я считаю, что режиссер знает далеко не все про свой фильм. Общепринято мнение, что если нужно что-то узнать, нужно обратиться к режиссеру. Не думаю, что в действительности это так. Наверно ответы находятся в каждом из зрителей... Вместо того, чтобы спрашивать режиссера, спросите других и получите другие мнения. Когда я был студентом, дела обстояли именно так... Я считаю, что это единственный способ по-настоящему смотреть фильмы."
То есть думать в любом случае придётся самому. А подумать в "Яйце Ангела" есть над чем.
Смысловая нагрузка
О сюжете я обычно рассказываю в предыдущем разделе, но сейчас случай особый, когда он по себе представляет из себя одну сплошную смысловую нагрузку, и весьма нехилую. Стоит отметить, что интерпретация её может быть самой различной, и ниже приведена не претендующая на абсолютную истинность моя. Последую, так сказать, совету режиссёра.
Итак, сюжет,... пожалуй, будет более корректно употребить слово сценарий. В нём участвуют лишь два полноценных персонажа. Первым из них является девочка с длинными белыми волосами (ну а какие же они ещё могли быть, у Амано то?), приблизительно 8-12 лет, хранящей загадочное белое яйцо неестественно больших размеров, вторым - неопределённого возраста беловолосый же воин, вооружённый странным устройством, напоминающим крест. Они случайно встречаются на улице мрачного, полузаброшенного города, проводят вместе вечер, после чего воин разбивает яйцо и уходит. Всё. Как видите никакого спойлерства - пересказывать, собственно говоря, нечего. Нам не говорят ни что это за город, ни о том, что с ним произошло, отчего в нём царит запустение, и оставшиеся жители безумны. Нам даже не говорят имён главных (и единственных) героев, да и вообще в этом фильме говорят вообще очень редко, очень мало, и довольно странные вещи, которые ни на шаг не приближают к пониманию, а лишь запутывают ещё более. Чего стоит один только пересказ Библейской легенды о всемирном потопе, о посланной Ноем птице, о яйце, которое она снесла... Сюрреализм, одним словом...
Вероятно, нам показывают окружающую девочку разруху, очень напоминающую послевоенную, через призму иррационального по преимуществу детского восприятия, отсюда и фрагментарность образов и общая атмосфера нереальности. Надо отметить, довольно мрачной нереальности. Нельзя с уверенностью сказать, как долго она живёт одна, но очевидно, что уже достаточно продолжительное время, которого ей хватило, для того чтобы научиться заботиться о себе самой, добывать пропитание и одежду, однако не достаточным, чтобы забыть человеческую речь. Человек, способен выжить даже в самых неблагоприятных условиях. Самое сложное для него это смириться, привыкнуть к новым условиям. Ребёнок же принимает всё как данность, он просто не знает (или уже не помнит?), что может быть иная жизнь. Однако, похоже, что девочка уже привыкла к своей новой жизни и даже научилась находить в ней простые тихие радости вроде наблюдением за восходом солнца или разбегающимися по воде кругами. Очевидно, одиночество уже не сильно беспокоило её - она мало контактировала, если такое вообще случалось, с оставшимися жителями города, показанными безликими тенями с упорностью обречённых охотящихся за призрачными гигантскими рыбами, символизирующими по видимому некие не менее призрачные идеалы, однако тяга к общению в ней, как и в любом ребёнке, была довольно сильна, чем и объясняется её постепенная перемена отношения к солдату с первоначального настороженно-выжидательного, обусловленного обычной осторожностью, и, возможно, подсознательным страхом которые вызывают у неё люди с оружием (не приходил ли когда-то такой же воин за её родителями?), на доверительно-приязненное.
Сама фигура воина, пожалуй, ещё более загадочна. Воин - это, прежде всего, разрушитель, противопоставленный здесь созидательному стремлению девочки "высидеть" яйцо, что вроде бы даже проявилось в конце, при уничтожении самого яйца. Но мотивация его поступков остаётся неясной. И если его попытка сближения с девочкой является вполне естественным стремлением заботы о беззащитном ребёнке, волею неблагоприятных обстоятельств оказавшемся в беде (а одиночество ребёнка - это большая беда), то какой смысл заключён в символичном разбиении яйца, когда отношения между ними перешли в стадию открытости и доверия друг к другу? Что это - символ разрушения наивного детского мирка, рано или поздно происходящее по вине взрослого человека? Или вариация на тему достижения цели, используя любые средства, принося в жертву и человеческие чувства, и человеческие ценности, и человеческие жизни... Не означает ли крестообразная форма его оружия собственно сам крест - горькую ношу, которую каждый человек должен нести до конца дней своих? Что, наконец, значат его слова об иллюзорности жизни и возможности существования самой реальности лишь как отражения сна давно умершего сознания?
Да, безымянный воин-философ с крестом на плече и безымянная же девочка, живущая в языческом храме гигантской птицы и отмечающая каждый прожитый день новым принесённым из города-призрака сосудом, поставленным на одну из множества ступенек храма, да ещё яйцо... и всё это в явно постапокалиптическом окружении...
Сюрреализм, одним словом.
После просмотра
Вещи, подобные "Яйцу Ангела", не могут не вызвать замешательства и недоумения. В этом их прелесть и очарование, но и... главный недостаток. Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, но я предпочитаю всё же большую определённость в границах возможных толкований, но не восхищаться совершенством "Яйца Ангела" я не могу. Фильм однозначно "не для всех" и уж точно не для детей, равно как и не для впавших в детство взрослых. Он требует серьёзного вдумчивого "въезжания" и... наверное всё-таки стоит перед просмотром опрокинуть стопку другую, хе-хе.
STARK (djstark(^_^)mail.ru)