Tonari no Totoro |
"Мой сосед Тоторо", более известный,
как просто Тоторо, стал моим первым знакомством с творчеством Миядзаки, и
я рад тому, что именно этот фильм разжег огонь любви к творениям этого
мастера. В проекте http://animemaniacs.narod.ru/ я уже писал ревью
на Тоторо, но, решив "заново изобрести велосипед" :), пересмотрел его в
который (сбился со счета) раз и снова делюсь с вами впечатлениями. Ведь в
каком бы расположении духа вы ни были, какие бы проблемы не лежали на
ваших плечах, это аниме обязательно найдет тропинку и благодатным
бальзамом прольется на ваше сердце.
Тоторо как он есть: Фактически, этот фильм можно брать на вооружение тем, кто хочет доказать знакомым, друзьям и родителям, что аниме - это не только "полуобнаженные, большеглазые девушки с оружием в руках" или "сверкающие разноцветным покрытием всевозможного вида роботы". Я воочию убеждался в том, что людей далёких от аниме, спустя пятнадцать минут просмотра невозможно было оторвать от экрана. "ВАУ! СУПЕР! Представляешь, даже моя мама присела на минутку посмотреть и досмотрела буквально до финальных титров!!!" (из восторженных отзывов моего знакомого). Миядзаки в основу своих аниме-фильмов всегда ставит взаимоотношения людей и природы, делая упор на их попытке повлиять друг на друга, применяя зачастую воинственные методики убеждения. Это хорошо прослеживается в таких его фильмах, как "Принцесса Мононоке" и "Наусика из долины ветров". Но в "Тоторо" эти отношения описываются с абсолютно мирной, сказочной точки зрения. До сих пор я так и не разобрался, чем же берёт за душу этот фильм, заставляя пересматривать его снова и снова. Вероятно, напоминанием о том, что в самых обыденных вещах может прятаться нечто волшебное, то, что замечаем мы, будучи маленькими, когда смотрим на мир сквозь розовые очки своего детства. Жили-были... Япония, 50-ые годы. Стройной желтоватой змейкой бежит сквозь рисовые поля просёлочная дорога, тихо шурша тёплым песком под колёсами небольшого фургончика. В кузове, из старательно привязанной к синим бортам мебели, выглядывают симпатичные мордашки двух девочек, Мэй и Сацуки. Придерживая полы соломенной шляпы, рядом с водителем, сидит их отец Тацуя. Семейка Кусакаба перебирается в деревню. Их заболевшая мама лежит в областной больнице, находящейся недалеко от их нового места жительства. В скором времени, волнения и суета переезда стихают, сменяясь обыденной семейной жизнью. Глава семьи начинает преподавать в близлежащем университете. Старшая дочь приступает к занятиям в новой школе. Младшую оставляют на попечение милой старушки соседки. С этого момента в фильме начинают происходить сказочные вещи. Девочки, очищая свое новое жилище от пыли и паутины, натыкаются на загадочных существ - пыльников. Крохотные, шуршащие создания живут в темноте и разбегаются по щелям, стоит только щелкнуть выключателем. Прихлопни такого и на ладошке останется угольно-черное пятнышко пыли. Но еще более удивительные создания обнаруживаются в прилегающем к домику лесу. Тoторо (ударение на первый слог) - лесной дух, образ, созданный Миядзаки путём смешивания нескольких различных животных. Неудивительно, что первой на него натыкается младшая дочь Тацуи, Мэй. Маленьким детям частенько свойственно совать курносые носики во все необычное и загадочное. Наудачу, носик Мэй, сорвавшейся с большой высоты, утыкается прямо в тёплую шкуру спящего духа. Вот интересный пример особенности детского восприятия. Ребенок, ужасно стесняющийся общения с собственными ровесниками, в то же время визжит от удовольствия, и задорно смеётся, наблюдая в сантиметре от лица огромную зевающую пасть неизвестного ему зверя. Удивительно! :) Постепенно, все чаще и чаще девочки сталкиваются с Тоторо и его небольшими помощниками. Лесной дух покровительствует им, приходя на помощь в трудных ситуациях. Сюжет фильма практически умещается в двух-трёх предложениях. Тут нет хеппи-энда, так как по сути дела нет трагических моментов, влекущих за собой потребность в счастливом финале. Но это не является помехой двухчасовому просмотру. Желания оторвать взгляд от экрана совсем не возникает. В этом, наверняка, и заключено мастерство Миядзаки. Прекрасный мир детства. Примечательная особенность фильма - способность заставить зрителя смотреть на себя глазами ребёнка. Сопереживать возникающим детским проблемам, по сути дела таковыми не являющимися в представлении взрослого человека. Пример? Пожалуйста. На протяжении всего фильма ни слова не сказано о том, чем же больна мать девочек. Не говоря нам, что с нею, режиссер вынуждает нас почувствовать себя маленьким ребёнком, не разбирающемся в сложных медицинских терминах. Почему мама в больнице? Мэй и Сацуки не знают, а вместе с ними не знаем и мы, что вызывает на протяжении всего фильма лёгкое, но постоянное чувство тревоги (Кстати, задавшись этим вопросом, я пересмотрел множество интернетовских страниц посвященных данному аниме. И все же наткнулся на небольшое интервью с Миядзаки, где он поясняет, что мать девочек больна туберкулёзом). Качество мультипликации выше всяческих похвал. Яркие и насыщенные цвета. Несколько пейзажей могут послужить отдельными произведениями искусства, которые не стыдно повесить на стену рядом с репродукциями Шишкина. Эй! Кстати. Кто тут кричал, что в аниме много статики?! Покажите мне в этом фильме хоть один статический момент, и я съем ... (хмм, что же мне съесть?) полную тарелку гречневой каши! Брррр. :) Музыка в фильме восхитительна. Классическая, эксцентричная и дружественная одновременно. Впечатляет её способность мастерски и ненавязчиво усиливать ощущения волшебства каждой сцены. Она настолько гармонично вписывается в сюжет, что её как бы не замечаешь, но если её убрать, то сразу теряется часть души картины. В итоге я смело могу сказать, что Тоторо - главный драгоценный камень в ожерелье, созданном великим ювелиром аниме, Миядзаки. Aleks
Saotome, сайт Animemaniacs
Magazine OnLine | ||||