Ghost in the Shell. Manga

Киберпанк я люблю ничуть не меньше, чем пост-апокалиптику, или даже чем саму апокалиптику, и потому уделяю представителям этого жанра повышенное внимание, несмотря на то, что действительно достойных произведений подобного рода на самом деле не так уж много. Как известно, отцом-основателем киберпанка в западной научно-фантастической литературе считается Филипп К. Дик, автор легендарного романа "снятся ли андроидам электроовцы" и ряда других менее известных, но не менее интересных книг. Не думаю, что будет большим преувеличением сказать, что имя Масамуно Широу для поклонников аниме/манги является не менее культовым, чем имя Филипп К. Дик для поклонников киберпанка. Ведь именно ему принадлежит авторство над графической новеллой "Ghost in the Shell", на основе которой Осии Мамору снял свой эпохальный одноимённый анимационный шедевр, от которого я был и остаюсь в полнейшем восторге, чтоо ни в коей мере не относится к отснятой пару лет назад телевизионной версии "Призрака".

Памятуя о том, что полнометражка имела в Японии успех значительно более низкий, чем во всём остальном мире, именно за счёт многочисленных отличий от сюжета, а главное, атмосферы оригинальной манги, я рассчитывал провести за её чтением немало приятных минут, услаждая глаз и предоставляя мозгу пищу для размышлений, однако...

Как выглядит

Однако, ничего кроме разочарования я, увы, не получил...

Начнём хотя бы с качества графики. Качество это, надо сказать откровенно, хреновенькое. Не то чтобы уж прям из рук вон плохо. Местами картинка вызывает немало сугубо положительных эмоций, но общее впечатление сильно смазано, причём настолько, что я так и не смог заставить себя прочитать все 8 томов, пролистав "не глядя" больше половины. Нет, конечно же, я не ожидал, что с каждой страницы на меня будут смотреть сплошь одни кавайные мордашки, - это всё ж таки киберпанк, а не махо-сёдзё, но и до реалистичности стилю, в котором выполнен "Призрак в доспехах", столь же далеко, сколь и до кавая. То есть, как до Эвереста - ничего, кроме кислой улыбки "фотореалистичность" губасто-носастых физиономий персонажей манги не вызовет. Да и читаемость многочисленных экшен-сцен затруднена до предела, - разобраться что, чёрт возьми, происходит, бывает порой просто невозможно.

И ладно, если бы Масамуно был каким-нибудь там третьесортным художником, кое-как научившимся держать перья в руках, так ведь нет же, - мне неоднократно попадались, как сборники его арта (вроде широко известных cybergirls), так и просто отдельные картинки, красноречиво свидетельствующие о несомненном таланте. Нельзя также списать все недостатки на солидный возраст "Призрака", - действительно, хотя публикация первого тома состоялась в далёком 1990 году, сам Широу уже был довольно успешным мангакой, создателем такого хита того времени, как "Dominion: Tank Police". Впрочем, насколько я знаю, в середине прошлого десятилетия им было начато продолжение манги "Ghost in the Shell - 2", однако, к сожалению, кроме самого факта существования, больше о судьбе этого проекта мне ничего не известно.

Сценарий

Впрочем, если Вы, в отличие от меня, предъявляете к визуальному отображению новеллы не столь высокие требования, то можете попытаться получить удовольствие от погружения в детально проработанный мир дистиллированного стопроцентного киберпанка, традиционная мрачность которого, правда, разбавлена юмором несколько больше меры, и проследить за всеми хитросплетениями довольно крутого на поворотах сюжета. Но советовать я Вам того не стану. Потому как лично у меня адекватное восприятие, рассказанной в "Призраке" истории, напрочь испорчено оголтелым антисоветизмом Широу, - напомню, что манга написана в конце восьмидесятых прошлого столетия: в худших традициях западной пропаганды времён холодной войны за большинством крупных террористических актов и случаев промышленного шпионажа стоят бойцы спецслужб великой и ужасной "Империи Зла", все сплошь отъявленные негодяи, моральные уроды, и полные ублюдки. Смотреть на всё это грустно, а временами просто тошно, - тем более, что сам автор во множестве показывает самые отвратительные (и самые естественные!) проявления капиталистического общества. Подобный подход расстроил меня ещё более, чем даже сам убогий графический стиль. Остаётся только порадоваться, что Мамору-сама полностью выкинул к едрене фене из сценария экранизации все эти глупости.

Ложка мёда

Единственная причина, по которой я не прекратил чтение манги после первых же нескольких десятков страниц, хотя желание такое было, и с каждым новым десятком оно всё усиливалось, это стремление побольше узнать о характере и жизни Мотоко Кусанаги, - персонажа, занимающего в моём личном хит-параде любимых героев аниме/манги далеко не последнюю строчку. И я действительно выяснил! Оказывается (внимание!), что у Мотоко был парень! Да-да, самый настоящий бойфренд, - безымянный бугай с невыразительной рожей и солидной мускулатурой. Честно говоря, я скорее поверил бы в существовании бойфренда у Бато, чем у вызывающе независимой Кусанаги. Оставим, однако, данный курьёз на совести автора, тем более что в манге есть другой, гораздо более примечательный эпизод, подтверждающий пространные юрийные намеки, проявившиеся в нескольких сериях "Ghost in Shell: Stand Alone Complex". Но об этом есть смысл поговорить отдельно, в соответствующем разделе.

Заключение

Нет, пожалуй, я не решусь рекомендовать эту мангу ни поклонникам киберпанка, ни фанатам ленты Осии Мамору, ни любителям аниме/манги вообще. Хотя, возможно, кому-нибудь из них всё же захочется узнать историю о "деле кукольника" в интерпретации Масамуне, тем более, что она не лишена ряда интересных находок и решений, - особенно это касается концовки. Что ж, могу в таком случае лишь пожелать запастись терпением. И не говорите потом, что я Вас не предупреждал.

STARK (djstark(^_^)mail.ru)


Hosted by uCoz