Densha Otoko / Парень из электрички

Я ненавижу писать рецензии, но на некоторые вещи просто не в силах не написать. Самое сложное в этом деле, это сплав большого количества мыслей в единую структуру. Да еще так, чтобы одно вытекало из другого, и все это потом можно было читать. Признаюсь честно, в школе за сочинения я получал только 3 или 2, так что, за всевозможные ляпы в тексте, прошу ногами не пинать. На нижеописанный сериал у меня возникло столько мыслей, что собрать их воедино за один раз, оказалось непосильной задачей. А из-за нехватки времени и периодического ступора в голове, было решено написать этот отзыв в двух частях.

Наверняка, многие любители японской анимации сталкивались в своей жизни с таким явлением как Live Action. То есть игровыми сериалами с живыми актерами по какому-либо аниме. На вскидку можно вспомнить самые популярные - Great Teacher Onizuka Live Action и Gokusen Live Action. Но не многие задумываются (до определенного момента и я был в их числе), что в Японии, как и во многих других странах, снимают самые обычные телесериалы. Хотя обычными их назвать сложно ввиду чисто японской специфики подачи. Проще говоря, японские игровые телесериалы (J-Dorama, от слова Drama) отличаются от сериалов других стран, также как и аниме отличается от всей остальной мировой анимации. Основные особенности, это в первую очередь мощная драматическая составляющая, необычный круг поднимаемых проблем и жанровое разнообразие в первую очередь направленное на молодежь. В России не снимают сериалы про школу, про студенческую жизнь и про первую любовь, вместо этого на экраны льется куча криминала, ментов и прочей ереси, заставляющая нормальную прослойку населения не смотреть телевизор годами. В Японии все наоборот. Можно сказать, что в каждой стране снимают сериалы "о наболевшем", о том, что волнует зрителя, что приковывает его каждый вечер к экранам ТВ.

Специфика современного японского социума и уклада жизни не подразумевает какие-либо сочные проявления чувств между мужчиной и женщиной. Бесконечная работа вгоняет человека в такие рамки, что ему просто не остается времени на личную жизнь. Даже схема знакомств парня и девушки в Японии крайне необычна на взгляд европейского человека, поэтому драматические сериалы о "настоящей любви", о молодости, когда все было таким чистым и ярким, вызывают неподдельный интерес у публики. А если добавить тот факт, что почти во всех сериалах снимаются знаменитые идолы японского шоу-бизнеса, то сразу сложится представление о популярности и прибыльности данной индустрии.

Летом 2005-го года на экраны Японии вышел сериал Densha Otoko (Парень из Электрички), тут же снискавший бешеную популярность не только у японских зрителей, но и у анимешников во всем мире. Произошло это благодаря невероятно интересному сценарию и всему тому, что послужило причиной съемок данной дорамы. В самом сериале есть упоминание, будто история основана на реальных событиях, но достоверного подтверждения этому пока не нашлось. Итак, это история про настоящего японского отаку. Того самого, который не вылезает сутками из Интернета, смотрит аниме, собирает фигурки персонажей и посещает всевозможные вечеринки с такими же отаконутыми друзьями. Сразу оговорюсь, что истинные отаку в Японии, это в большинстве своем крайне закомплексованные, неряшливые и зачастую не совсем нормальные молодые люди, не приспособленные для существования в окружающем обществе. Они в свои 20 лет не знают как встречаться с девушкой, не говоря уже о том, чтобы иметь подружку. Они живут в мире, которые обычные люди не понимают и не приемлют (и есть за что). Ибо культура аниме в Японии, это настоящая ПОПСА. Отаку в Японии не любят, вернее всем на них по барабану. Не даром там даже само слово является ругательным.

Но вернемся к сериалу. Итак, главного героя зовут Ямада Цуёси (его роль исполняет Ито Атсуси) и он хардкорный анимешник. Ему 23 года и вся его жизнь состоит из бесконечных одноликих будней, прямо как у нас с вами ^_^. Ямада каждый день ходит на работу, где его постоянно "пинают" коллеги и начальство. А в свободное время играет в PSP (Play Station Portable), смотрит аниме и сидит в чате "для одиноких". Также, со своими друзьями (полными ландухами и законченными отаку) он посещает пресс-конференции любимых сейю и ходит покушать в Мэйд-кафе, где их обслуживают официантки в нарядах горничных. Эдакий рай для фанатов гаремных сёнэнов. Дома Ямаду тоже не особо жалуют. Младшая сестренка на дух его не переносит, отцу на него пофиг а мать месяцами не появляется дома. Поэтому остаётся бедному Ямаде торчать в своей комнатушке 2х2, по самый потолок обставленной фигурками "Гандамов" и прочих аниме-героев и наслаждаться одиночеством. Стоит отметить, что центровым аниме, по которому прутся герои дорамы, является сериал о приключениях некой Мины, девушки-зайчика. Её прообразом послужила девушка, нарисованная для аниме-фестиваля Daicon 83-го года, будущими создателями студии Gainax. А фигурка Мины, столь любимая Ямадой и специально созданная для этого сериала, стоит 4000 долларов!!! Факт!

В один прекрасный вечер, возвращаясь с очередной аниме-тусовки, Ямада как обычно по инерции залетает в электричку и садится у входа. Внезапно он замечает, что напротив него сидит девушка неземной красоты и с кавайным выражением лица читает книжку. Как и любой уважающий себя отаку, Ямада тут же начинает фантазировать и умиляться красоте этой девушки, прекрасно понимая, что с ТАКОЙ леди ему ровным счетом ничего не светит. Но по велению судьбы в этот самый вагон вваливается в стельку пьяный мужик и начинает грязно ругаться и докапываться до пассажиров. Естественно, взор алкаша падает на ту самую девушку, сидящую напротив Ямады и старик не двусмысленно предлагает ей заняться непристойностями прямо в вагоне. Когда страсти накалились до предела, что-то внутри Ямады не выдержало и он, собрав в кулак всю свою смелость, поднялся с места и дрожащим голосом еле слышно прошептал - "Прекратите". До этого Ямаде ни разу не приходилось драться, и результате, ему, как полагается, навешали люлей. Но нет худа без добра и за совершение столь храброго поступка, девушка, сидевшая напротив, решает отблагодарить своего спасителя и обещает прислать ему подарок.

Так начинается эта необычная история взаимоотношений отаку Ямады Цуёси и бизнес-леди Аоямы Саори (Ито Мисаки), людей из абсолютно разных миров. История становления человека, который ради любимой, готов многое изменить в своей жизни и переступить через множество границ. Не имея опыта общения с женщинами, Ямада решает зайти на интернет-форум "для одиноких" и спросить совета, как поступить в сложившейся ситуации. Шанс упускать не охота, а самостоятельно справиться он конечно же не в силах. Он описывает все, что произошло с ним в поезде, и на удивление, находит понимание и огромную поддержку среди форумчан. Но кто обычно сидит в чатах для одиноких? Конечно же, такие же ландухи и неудачники, одинокие люди с драматичной судьбой, анимешники, фанатики и прочие затворники. Но все это не мешает им быть искренними, добрыми и отзывчивыми людьми. Они сходу дают Ямаде ник "Денша Отоко / Парень из электрички", и всеми силами стараются помочь ему набраться смелости в нелегком деле завоевания женского сердца. Для всех них, Денша становится героем форума и примером для подражания. За него переживают и болеют. Вместе с ним радуются и плачут.

Вообще, эта история могла случиться только в наше время, в эпоху глобально развития телекоммуникаций. Можно сказать, что Денша Отоко, это комедийная мелодрама века Интернета. Эдакие красавица и чудовище в рамках современной Японии. На счет современности стоит упомянуть, что создатели очень грамотно подошли к своему творению и культура анимешников показана довольно хорошо. Тут можно воочию увидеть знаменитую Акихабару, всевозможные сборища отаку, щелкающих поющих девочек наикрутейшими фотоаппаратами. Даже есть серия, в которой главгерой посещает "Comiket", выставку манги, на которой каждый может продать свою "додзи" или еще какую-нибудь штуку, сделанную своими руками. Вообще, феномен отаку в Японии поистине уникален. Страна, где у молодых людей мобильный телефон является лучшим другом, а у многих чуть ли не единственным средством общения, не может не породить кучу комплексов в вопросе социализации. Вернее даже наоборот, вся эта сдержанность и скромность заставляют молодежь "отключаться от реального мира" и порождает таких людей как Ямада.

Теперь подробнее остановлюсь на главных персонажах и на том, как актеры исполняют свои роли. Начну пожалуй с Ито Мисаки, она же Аояма Саори, она же Гермес-сан (так ее прозвали на форуме). Впервые Мисаки-сан я увидел в сериале Gokusen, где она играла роль учительницы английского языка. Простенькая такая роль, ничем особым не выделяется. За исключением того, что парни в сериале все как один втюрились в нее. Если честно, я ее даже не особо запомнил по этому сериалу. Но увидев ее в "Денше", был крайне удивлен переменчивостью актрисы не только в игровом плане, но и в чисто визуальном. Не знаю, толи гримеры постарались, толи HDTV делает свое дело, но в роли Аоямы, Ито Мисаки была просто обворожительна. Некоторые люди с форумов jdorama.com даже считают ее самой красивой женщиной Японии. Но лично я считаю, что в большей степени этому послужила ее роль и тот образ, который она преподнесла зрителю. Как пацан скажу, в такую женщину трудно не влюбиться.

Характер Аоямы крайне неоднозначен и наверное поэтому, притягателен. Не каждая женщина вытерпит рядом с собой такого зануду как Ямада, а Саори на удивление терпит да еще и выкидывает загадочные фразы вроде "с вами очень интересно, Ямада-сан". Хотя в принципе, этому есть вполне логичное объяснение. Она увидела в нем самое главное, искренность и доброту. И этого оказалось вполне достаточно, чтобы не проигнорировать такого неудачника. Иногда мне казалось, что актриса слегка недоигрывает. Ее эмоции зачастую уж очень сдержаны. Порой, во время разговора, когда Ямада тщетно пытается выдавить из себя пару слов, Саори внимательно смотрит и загадочно молчит, словно и не замечает мучений парнишки. Понятно, что авторы следовали определенным принципам, делая так, чтобы ее образ максимально соответствовал представлениям типичного анимешника о женщине своей мечты. Но если спроецировать подобные ситуации на реальную жизнь, то получится довольно странная схема общения на уровне, "ну скажи же это, милый, я так жду этих слов", а милый поперхаясь выдавливает из себя очередное "простите, я не готов". Хотя по большому счету все это мелочи и подобные ситуации только добавляют сериалу кавайности и помогают раскрыть внутренний мир героев.

В отличие от Мисаки, Ито Атсуси играет очень эксцентрично и порой даже немного переигрывает. Актер очень хорошо вжился в роль Ямады. Всевозможные ужимки, дрожь в коленках, волнение, мимика и прочие атрибуты, присущие неуверенным в себе людям, он исполняет на пять балов. Ему по-настоящему веришь, видишь и понимаешь искренность его чувств. Поведение, присущее 15-лентему подростку, выглядит очень забавно у человека, которому исполнилось 23. Собственно, большинство комедийных ситуации построено на неуверенности Ямады что-либо сделать или сказать. Молодой человек, трясущийся от страха в попытках набрать номер телефона, чтобы позвонить девушке, не может не вызвать улыбку. Ощущение, что в эти моменты на его лице отражается вся его жизнь, целая война между "да" и "нет". Еще Ямада очень любит вляпываться в неприятности. Шутка ли, на свой день рождения быть "опущенным" маленькой девочкой, искупаться в канализации и получить по башке от сотрудницы.

Изобразить истерику человека, которому некуда деваться от собственной фантазии, чтобы это выглядело правдоподобно, может далеко не каждый. Ито Атсуси отрабатывает образ грамотно. Виден душевный подход. Наверняка, актер провел не одну ночь над изучением повадок анимешника, а может что-то почерпнул из своего личного опыта. Хотя сомневаюсь, т.к. в различных интервью (NG Special и F2 Special к сериалу) он выглядит более чем приличным мужиком. Остается только аплодировать его мастерству. Атстуси не очень знаменитый актер и можно сказать, что в Денше он состоялся как профессионал и может спокойно наслаждаться заслуженной славой.

Конец первой части.

В следующей статье я подробнее остановлюсь на актерах второго плана, главной идее и смысле этого сериала, на его визуальных качествах и музыкальном оформлении.

Те, кому интересно и у кого позволяет Интернет, могут скачать Music Video, моего собственного изготовления (26,7Mb XviD). Хотя, как сказал один знакомый, данный ролик скорее подходит для тех, кто сериал уже видел. "Чиста чтобы догнаца". Линк: http://www.megaupload.com/?d=XG1QV8OP

А кому интересно более подробно изучить феномен денши, могут заглянуть на следующие сайты:

http://www.japantimes.com/cgi-bin/getarticle.pl5?ek20041118br.htm (статья в инет газете)
http://wiki.d-addicts.com/Densha_Otoko (информация на википедии сайта D-Addicts)
http://www.livejournal.com/users/valkorn/251656.html#cutid1 (русская рецензия со скринами)
http://jdorama.com/viewtopic.7278.htm (ветка форума J-Dorama)

Макс Банщиков aka Maxx (animaxx(^_^)mail.ru)


Hosted by uCoz