АНИМЕ-БАЗАРЫ. Часть 3 (Verstand)

Выразительные средства аниме: привлекательность персонажей.

Содержание

Предупреждение
Читатели не знакомые с предыдущими двумя частями нашего проекта, могут столкнуться с трудностями в правильном восприятии и понимании приведённого ниже текста.)

Приветствую Вас, товарищи!

Мы продолжаем нашу практически безнадёжную, но тем более благородную попытку объять необъятное, и в этот раз решено было исследовать чрезвычайно интересную тему из раздела "Изобразительные средства в Аниме", - привлекательность аниме-персонажей. "Мы" - это товарищи Alex-сенпай, Praded-сан, Rain-кун, и, собственно, я - Stark.
Кроме того, в этот раз в качестве эксперта по художественно-изобразительной части, мы пригласили Ольгу Осипову, молодую талантливую художницу.
Итак, мы начинаем!
А начинать, как всегда приходится с вещей обыденных, я бы даже сказал банальных. Делать это не очень хочется, однако необходимо, в целях достижения как можно более полного раскрытия заданной темы.


Три самых часто задаваемых вопроса

STARK: Особенности рисования лиц персонажей в Аниме.

У любого непосвящённого при взгляде на персонажа аниме сразу же возникает как минимум три вопроса (которые они обычно не стесняются задавать вслух), и начинаются они со слов "А чё..?" и "А почему..?". "А чё у них глаза на пол-экрана?", "А почему такие маленькие носы?" и "Чего у них такие дурацкие причёски?" О пресловутой непропорциональной величине глаз, давно ставшей притчей во языцах в кругах весьма далёких от аниме, сказано уже столько, что не повториться практически невозможно. Но я всё же попробую. Не ошибусь, если скажу что большие глазищи во многом являются наследством периода исключительной ориентированности аниме фильмов на детскую аудиторию (гротеск детским сознанием воспринимается лучше). Сегодня, во "взрослых" фильмах зачастую используют более реалистичную технику рисования (вспомним того же "Призрака в доспехах"). Некоторые считают, что большие глаза в аниме пришли из мультфильмов Диснея. Я в этом не уверен, так как манга существовала в Японии и до этого, но, не имея ни малейшего представления о том, как она выглядела в те далёкие времена, этот вопрос оставлю пока открытым.

Olga: Насчет "глазищ" слыхала еще такую точку зрения. Размер глаз несет информацию о личностных качествах персонажа, (по принципу: глаза, как зеркало души) например степень его открытости по отношению к окружающему миру. А насчет Диснея я что-то сомневаюсь.

STARK: Для художников же у больших глазищ есть чисто прикладные преимущества.

Прежде всего, это касается выражения персонажами своих чувств и эмоций. В аниме в совершенстве проработана методика передачи смены настроения персонажей буквально двумя-тремя штрихами (зрачки, расширенные от удивления или ужаса, и суженные при холодной ненависти и решимости вступить в противостояние, чуть дрожащие веки и ресницы, блеск слёз, готовых вот-вот пролиться, от переполняющей радости или напротив печали, сияние при восторге и т.д.)

Alex: Полностью согласен. Глаза очень выразительны и передают кучу информации и когда они большие, то по ним легко улавливать состояние персонажа, изменение настроения и т.д., иначе говоря - они как бы "бросаются в глаза" - каламбур получился :)

Praded: С этим, пожалуй, надо заканчивать. Для тех, кто интересуется этим серьёзно, уже написано достаточно много. А для тех, кто, впервые посмотрев аниме, задаёт такие вопросы, любые ответы выглядят как какие-то виноватые оправдания. Извините, если человек посмотрев, к примеру, Утену, задаёт вопросы не о сюжете и замыслах авторов, а о цвете волос и величине глаз, то о чём ещё с ним можно говорить? Поэтому, лучше уж с загадочным видом отвечать: "Это не для средних умов..." Тогда глядишь, хоть кто-нибудь, из одного лишь упрямства начнёт думать тем местом - где голова.

STARK: О маленьких носах говорить особо нечего. Большие носы здорово портят человеческое лицо и в аниме носу уделяется заслуженно мало внимания. Лично я не вижу в этом никакой проблемы. Напротив, попытки натуралистичной прорисовки носов приводит к не самым хорошим результатам (да тот же "Призрак в Доспехах", или, извините, "Escaflowne").

Rain: Ну, про ГитС ничего не могу сказать, а вот в Эскафлоне по-моему носы как раз прорисованы совсем не реалистично. И красоты также не добавляют.

Alex: А он (нос) не информативен, как глаза, например, поэтому незачем на него обращать внимание, вот он обычно и маленький.

Olga: По поводу носов никакой достоверной информацией я, к сожалению не располагаю. Но, предполагая, что впечатление маленького носа создается в основном из-за того, что отсутствует изображение переносицы, я думаю, одной из причин рисования маленьких носов послужили особенности анатомии. Лица азиатского (монголоидного) типа, как правило, менее рельефны (забавно звучит, но как более понятно выразиться не знаю) в сравнении с лицами европейского варианта. В частности высота переносицы относительно плоскости лица (в поперечном сечении) у азиатского типа меньше, и соответственно сама линия переносицы выражена гораздо менее четко. При освещении, дающем резкую границу перехода от света к тени (особенно фронтальном), нос на таком лице будет почти не виден, либо совсем пропадет. Кроме того, в изобразительном искусстве, и в частности в мультипликации (особенно в мультипликации, где изображение нужно еще и двигать) существует правило: по возможности избавляться от малозначительных, второстепенных деталей. Линия переносицы в данном случае как раз таки и является такой деталью, не играющей важной роли ни в конфигурации лица (кроме тех случаев, когда изображается нос с горбинкой, но тогда уж маленьким он никак не выглядит), ни в мимике. Однако, должна заметить, что все вышесказанное, применимо только к определенной манере изображения, которая используется в аниме далеко не всегда. Просто так получилось, что почти во всех аниме, известных широкому кругу зрителей (а их можно по пальцам пересчитать, причем на одной руке, но именно на их основе формируется образ аниме вообще) используется именно эта манера. На самом же деле, в большинстве фильмов, особенно тех, где в дизайне наблюдается склонность к реализму, и большей детализации, носы выглядят вполне пропорциональными. Другое дело, что при этом большинство из них имеют правильную, классическую форму, но это уже вопрос скорее эстетики, ну любят японцы, чтобы все по жизни красиво было и гармонично, так за это их только поздравить можно.

STARK: Вот это я понимаю, - ответ эксперта, хе-хе. Ладно, едем дальше.

Теперь о причёсках. Волосяной покров на теле человека считается атавизмом, доставшимся ему от далёких животных предков, и сохранившимся в основном лишь на отдельных участках тела. Прежде всего, на голове. Как известно, цветовая палитра волос, предоставленная природой, не балует особым разнообразием. В отличие от аниме, персонажи которого щеголяют самыми невероятными расцветками своих причёсок. Говорят, что цвет даётся персонажу в зависимости от типа его характера, - не знаю, специально не следил, поэтому не заметил.

Alex: По-моему, волосы тоже позволяют отобразить характер персонажа и цветом и формой. Они могут быть взлохмачены, расчесаны или даже стоять дыбом, ну а могут и вовсе отсутствовать или отображаться тремя волосинками, но в соответствующем контексте это тоже о чем-то говорит :). Могут быть короткие или длинные, яркие или тусклые, аккуратно уложенные или взлохмаченные... Чтобы было понятнее, можно привести некоторые примеры:

  • яркая, жизнерадостная расцветка в Saber Marionnete J,
  • накрученные в результате переживаний волосы Нарусегавы в той же Love Hina,
  • шерсть, стоящая дыбом у какого-нибудь животного при испуге
  • и т.д. и т.п.
Также, в некотором роде, они могут выступать и как атрибут одежды персонажа, которая в свою очередь, тоже характеризуют его.

Praded: По поводу цвета волос, могу привести свои наблюдения. Цвет от жёлтого до красного, обозначает агрессивный характер. Жёлтый - человек ещё может себя контролировать (RIO. "Burn Up W"). Красный, рыжий - подвержен неуправляемым вспышкам эмоций (Asuka. "NGE"). Градации между этими цветами - промежуточные состояния. Розовый и малиновый цвета, это персонажи, стойко выдерживающие тяжёлые удары судьбы (Vashu. "Tenchi Muyu", Mizuho. "Onegai Teacher"). Различные градации синего цвета обозначают тихий, со странностями характер. От просто безответных тихонь (Shinobu. "Love Hina") до "в тихом болоте черти водятся"... (Luks. "S.M.J."). Белый, серый, седой цвет - хладнокровный человек-компьютер (Sasho-maru. "Inu-Yasha"). Зелёный цвет даётся лицам с непомерными амбициями и апломбом. То есть, персонаж, являясь второстепенным героем, является фактически командиром в группе, или старается им стать (Fara. "Tales of Eternia", Ryoko Subaru. "Nadessico"). Чёрные волосы у важного персонажа служат маскировкой. То есть, кто это и что это, зритель будет узнавать по мере развития сюжета (Melfina. "Outlaw Star", Tenchi. "Tenchi Muyo"). Смешанные цвета: сине-зелёный, красно-синий (сиреневый), красно-чёрный или жёлто-чёрный (коричневый) и т. п. означают смешанность черт характера основных цветов. Причём это относится в равной мере и к женским и к мужским персонажам. Бывают и исключения, но они обусловлены другими причинами. Например, цвет волос и глаз у Mihoshi в Tenchi Muyo обусловлен требованиями кавайности (дурочка-красотка). Платиновая блондинка Aisha в Outlaw Star - не человек, а белый тигр. Волосы Марионеток Отару окрашены в цвета их фруктов-имён (хотя и с характерами совпадают). У Лайм синие волосы. В SMJ они у неё чёрные, а уже потом приобрели синий оттенок по причине, см. выше. Это экономит аниматорам массу времени. Не надо долго и нудно объяснять зрителю, почему этот персонаж так себя ведёт, а можно сразу приступать к действию. В тех же лентах, где характеру и внутреннему миру персонажей уделено большое внимание, цвета волос естественные (I My Me... ). В хентае, по-моему, цвет волос вообще не имеет значения.

Для проверки, какой цвет волос и характер у Ayanami Rei, Lina Invers, Narusegava?

Rain: Отмечу из личного опыта то, что со временем, из-за цвета волос персонажа, прямо с самого начала начинаешь ждать от них чего-то "типового", на что тебя настраивает этот самый цвет. И, как правило, не ошибаешься. Классификацию же характера по волосам Прадед-сан провёл совершенно правильно. Могу лишь добавить ещё немного своих примеров, исключений и специфики с комментариями, так как читателям вероятно знакомы далеко не все вышеназванные названия аниме.

  • Жёлтый - Ранфа (Galaxy Angels), Jura (Vandread). Исключения - Nanami (SKU). У этой нет и понятия о самоконтроле.
  • Красный - Sheyla-Sheyla (El-Hazard). Исключения - Tooga (SKU). Спокойный, холодный и расчётливый.
  • Синий - Miki (SKU), Минт Бламанш (Galaxy Angels). Исключения - Юрика (Nadesico). Вполне нормальная девушка, не особо, надо заметить, спокойная.
  • Белый/бледный - Meya (Vandread), Nemuro/Mikage (SKU). Исключения - Дарк Шнайдер (Bastard). Какой же это человек-компьютер? Настоящий "мачо" :)

Praded: Но в фазе ребёнка, он черноволосый. Непростой, видать, типус. Его прототип - Udo из Accept, выступал в амплуа пепельного блондина. (Это уже не из Аниме) :)

Rain: Розовый - Utena (SKU), в некотором роде Hikaru (Angelic Layer). Исключения - Мильфиль Сакураба (Galaxy Angels). Такая вся радостная, весёлая, и к тому же страшно везучая по жизни.

Про специфику скажу, что весьма много подобных исключений бывает в таких "специфических" аниме, как Gravitation и Fushigi Yuugi, а также им подобных. А также в аниме, претендующих на т.н. "реалистичность", как то: Lain, Boogiepop Phantom, Jin-Roh.

Olga: Ну, про безумные расцветки уже и до меня сто раз написано. Этот прием позволяет различать персонажи, хотя на самом деле, обычно подразумевается, что волосы у всех одинаково черные. Дело в том, что в те далекие времена, когда собственно, создавались каноны изобразительных приемов, характерных для современного аниме, заимствованные из традиционной японской гравюры с последующей переработкой в соответствие с требованиями жанра, межнациональные отношения были далеко не такими оживленными, как в наше неспокойное время. Таким образом, лица другого фенотипа (цвет глаз, кожи и, конечно же, волос) были в Японии таким же частым явлением, как негры где-нибудь на Чукотке. Поэтому, в какой бы цвет ни были покрашены волосы персонажа, в сознании японца они все равно оставались черными, зато с помощью цвета можно было успешно передавать информацию о личностных качествах. А практика присвоения цвету, роли символа определенных явлений имела место практически во всех известных культурах. Встречающиеся иногда необычные формы причесок тоже вполне объяснимы, стоит только взглянуть на традиционные японские прически.

STARK: Слава Богу, с банальщиной разобрались, - можно приступать к разговору о гораздо более интересных вещах.


Дизайн персонажей

Praded: Теперь обратимся к дизайну персонажей в аниме и различным характерным его элементам, с точки зрения того, как и насколько он влияет на формирование наших симпатий к персонажам.

Тут просто два наблюдения. Хентай "Words Worth" оставил меня совершенно равнодушным (на кой хрен, я его взялся переводить?), но вот выпущенный к нему авторский набор рисунков очень понравился. А ведь это даже не манга. И другое. При просмотре Евы, я вначале сочувствовал и симпатизировал перипетиям Шинджи. К концу же сериала, осталось только одно отношение: "Вот же мудило! Хоть бы пристрелил его кто-нибудь!" А ведь ни поведения, ни внешнего вида он не изменил. Вот и разберись тут, что же влияет на отношение???

STARK: Так вот сейчас и будем разбираться, хе-хе.

Praded: Мне кажется, что наибольшую симпатию вызывают те персонажи, которые совершают ПОСТУПКИ!!! с большой буквы. Причём не обязательно правильные, не обязательно хорошие. В этом плане, я больше всего выделяю S.M.J. Все более или менее значимые персонажи там, рано или поздно оказываются перед выбором, как поступить. И как поступают...!!! В этих сериалах я сочувствовал всем. От Фауста и учителя фехтования до самих марионеток и Отару. А ведь и нарисованы и поданы они в совершенно разных манерах. В границах стиля, конечно. Теперь возьмём "Призрак в доспехах". Сперва, шикарно созданные сценами погружения с аквалангом и дождя в городе, атмосфера и настроение, а затем самоубийственный поединок с танком в финале. Сочувствуешь майору-киборгу так, что тонущий на Титанике Ди Каприо и рядом не стоял. Ведь это ПОСТУПОК! А в выходящем сейчас сериале того же Призрака, единственно кому можно посопереживать, это чокнувшейся Тачикоме. А всё остальное, это какие-то унылые полицейские киберпанковские будни. Совершенно средний сериал, где что-то выдающееся творят только преступники, да и то, их рано или поздно обезвреживают. Ни графика, ни сексапильность Кусанаги, ни подача персонажей, ни саундтрек, тут не играют большой роли, хотя они и великолепны. Ну и напоследок - Нуар. Вроде и героини поданы так, чтобы зритель им сочувствовал, и графика на высоте, и музыка выше всяческих похвал, и реалистичность вроде перезарядки оружия соблюдена. А только вот не выходит ничего. Сама идея девочек-палачей вызывает недоумение.

Ладно бы, убийцы исподтишка, из засады. В это ещё можно поверить. Но приходящие к клиенту в открытую, перебивающие многочисленную и серьёзно настроенную охрану, девицы, это извините меня - бред. И не спасает тут никакая ни мифология, ни упоминание о богинях. И если кому и можно посочувствовать, так это жертвам этих барышень. Уже с самого начала ясно, что кем бы ни был клиент, ни одна из них не бросит пистолет со словами: "А пропади оно всё пропадом, вместе со сценаристами-шизофрениками!" Тщетно ждать от них Поступка. Они обе, просто запрограммированные зомби. Какое уж тут сопереживание. Смотришь сериал и недоумеваешь, а зачем я время трачу. Лучше, в пятый раз "Только вчера" Миядзаки посмотреть. Я в него до сих пор не въехал, но считаю это своей виной, а не создателя. Так что получается: ни половое влечение, ни обаятельность, ни внешняя сторона дела, здесь роли не сыграли. Вот так вот. Кстати, ещё. "Великий Учитель Онизука". Какие типажи! Какие характеры! Какое воздействие на зрителя! А ведь совершенно нетрадиционная графика. Люди выглядят - как в жизни. Сперва обращаешь внимание на их физические недостатки, а уже потом на их внутренний мир. Да и ведут они себя до боли жизненно! Если это новое течение в Аниме, то банзай три раза! Всё-таки, главный признак привлекательности персонажа, это его поступки.

STARK: Итак, ты хочешь сказать, что один и тот же персонаж может вызывать совершенно разные реакции, в зависимости от своего поведения и контекста? Согласен, но подобная реакция не формирует отношение, которое начинает складываться с самого первого взгляда на человека/персонажа, реакция может лишь его корректировать. Если первое (визуальное) впечатление положительно, то возникает симпатия, основанная на тех положениях, что я укажу ниже. Далее, мы получаем (или не получаем, - как повезёт) информацию о поведении человека/персонажа, его словах и поступках, его отношениях с другими, его прошлом и планах на будущее, всё это рождает реакции, которые в зависимости от своей позитивной или негативной окраски, и влияют на наше отношение к человеку/персонажу, которое постоянно претерпевает более или менее значительные изменения за всё то время, что мы за ним наблюдаем. Наверняка все знают, что для большинства людей первое впечатление является самым сильным, поэтому многие из нас столь повышенное внимание уделяют своему "имиджу" стараясь подать себя окружающим так, как они сами хотят видеть себя со стороны. Так же и в аниме. Персонажи подаются первоначально с той лишь стороны, которая положена им по сценарию. То есть, создатели нам изначально, так сказать, навязывают то отношение к персонажу которое нужно им.

Alex: А как же знаменитая японская недосказанность? :) Уж кто-кто, а они-то темнить и оставлять открытые трактовки любят - вот, например, Nakago из Fushigi Yuugi, - вроде нарисовали его прилично, но не просто понять хороший он или плохой, первое ощущение что "ничего так парнишка", потом выясняется, что "вообще-то гад" и в самом конце, когда Тамахоме видит его воспоминания, все опять становится неопределенным - ему и симпатизируешь немного и гад он тоже... тут первое визуальное впечатление ни о чем особом не говорит. И это только один пример, а так ведь показывают многих бисененов, да и не только их :) А если учесть еще такой фактор, как время. Когда сериал достаточно длинный и зритель как бы сживается с персонажами, привыкает к ним, принимает их в свой круг, появляется такая вещь как "фанатизм" :). Как сказал один мой знакомый про Card Captor Sakura: "Я от нее фанатею. 70 серий - это не шутка. Понятно, почему люди от Сэйлор Мун тащатся - там 200 серий". На самом деле, может он и не совсем точно выразился, но что-то в этом есть.

STARK: Ха, а если абстрагироваться от контекста, то персонаж (тот же Накаго) может, кроме симпатии ничего и не вызовет (а что, - решительный, целеустремлённый, верный своим идеалам, и готов идти ради них до конца). Я веду к тому, что если вспомнить твои собственные слова, о том, что персонажей аниме следует воспринимать как полноценных личностей, то строить своё отношение к ним исходя из контекста я считаю не вполне корректным. Контекст вообще не может иметь однозначной оценки, и ты сам это знаешь.

Rain: Чего-чего? Какие это у него там такие чудо-идеалы? "Больше силы, больше власти"? "Отомстить тем, кто меня обидел"? Это уже не идеалы, а мотивации, собственные желания и чувства. А что касается восприятия - по-моему, странно воспринимать персонажа без окружающего его мира. То, как он на этот мир реагирует, как с ним взаимодействует, это и выявляет весь его характер, позволяет зрителям строить своё мнение о персонаже. В том-то и дело, что если рассматривать персонажа в отрыве от окружающей обстановки, то о нём может составить совершенно другое мнение. Если составить вообще. Бывают персонажи, которые в отрыве, сами по себе, ничего особого не представляют. Пример - Акио из SKU. Кто он такой? Кто он без его прошлого? Без его сестры? Очередной бисёнен, неопределённой ориентации. Хотя и это строилось на его отношении к окружающим. Все самые незначительные мелочи в отношении персонажа с окружающим миром позволяют ему полнее раскрыть свой характер, позволяют более полно воспринять его, как эту самую "полноценную личность". Не его "положительность" или "отрицательность", а как разностороннюю, многогранную, настоящую личность. Другое дело, что контекст можно оценивать по-разному. Тут уж у каждого своё. Вот, Alex мог посочувствовать Накаго. Я не мог. Б-р-р-р!

Praded: Фушиги..., это женский сериал. Он больше бьет на эмоции, чем на разум, поэтому тут другие заморочки. Меня больше колбасило не от стервозности Юи, а от таких сцен, как:

- Император, соседи пошли на нас войной!
- Мы слишком слабы, чтобы воевать с ними!
После чего, не объявив ни мобилизации, ни ещё чего-нибудь, продолжают перетирать любовные дела... Какой он, к чёрту, после этого, император?!

Rain: Да, давайте теперь ещё Clamp упомянем, и все точно погрузятся в во все их заморочки, явно свидетельствующие о том, что не зря у этих четверых одна из самых больших в Японии коллекция хентайных игр. Но как же я от них (Clamp'а, не игр) тащусь...

Praded: Да нет, я не про это. Просто, когда зритель сталкивается в ленте с тем, что противоречит его жизненному опыту или жизненным установкам, у него может возникнуть глубинное неприятие идей, подаваемых авторами. Хотя, сам зритель, при этом может быть не прав. Это может очень сильно снизить эффект воздействия сериала, или заставить зрителя воспринимать его совсем не так, как следовало. (Фушиги Юги - очень хороший сериал, но мне он дался нелегко.) А Clamp, знают своё дело. Несмотря на все их чудачества, эффекта отторжения и в помине нет. Они извращаются с контекстом, хе-хе.

Rain: И вообще, Кламп - это хорошо. Во всяком случае, для меня это, как знак качества. Что не смотрел - всё круто.

Alex: Да, контекст-то и проявляет скрытую личность, иначе бы мы ее так и не узнали, - помнишь: "друг познается в беде"? можно сказать: "персонаж познается в действии, контексте...." :)

STARK: Ха! Всё зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Авторы обычно предлагают одну - свою собственную, реже две. А уж зритель определяет, следовать ли ему путём создателей, или сознательно выбрать свой.

Rain: Да, и обычно восприятие в контексте предполагает следование точке зрения авторов. Я в основном так и делаю. Но иногда "свой путь" позволяет разглядеть в персонажах нечто такое...

Alex: А я не всегда знаю, что именно предложили мне создатели. Часто, как в той же Еве, - за зрителем куча свободных выборов, а иногда мне может нравиться и отрицательный персонаж или какая-то его черта характера.

STARK: Можно, проанализировав всё внимательно, сделать свои собственные выводы, зачастую не соглашаясь с авторской позицией. Тут уже вступают в силу те факторы, о которых мы говорили в первом БАЗАРЕ (хе-хе, как хорошо, что теперь в случае чего можно легко на него сослаться).

Кроме того, на чём вообще основано наше отношение к так называемым "отрицательным персонажам"? На нашей оценке их поведения либо относительно персонажей, к которым мы испытываем симпатию большую, нежели чем к "плохишу" (ведь "гадкие мальчишки" и "дрянные девчонки" бывают на редкость харизматичными, не так ли?), либо относительно нашего собственного мировоззрения (я, к примеру, могу простить герою и убийство и предательство, но если парень которого я уважал (Нурико), которому сочувствовал (Шинджи), - показывает склонность нетрадиционной ориентации, такое мне просто отвратительно!).

Rain: Но тем не менее, это не мешает быть тому же Нурико одним из самых моих любимых персонажей. А Шинджи мне и до этого не нравился.

Praded: С Нурико не всё так просто. Он, скорее, беглец от реальности. У него проявляется не столько тяга к мужчинам, сколько нежелание быть мужчиной. Я так понимаю.

Rain: Вполне беглец. Как, впрочем, и толпа других аниме-персонажей.

Alex: Да ладно вам, не так уж все и однозначно - трактовки поведения могут быть самые разные, да и создатели по-своему постарались смягчить эти темы: дали каждому соответствующие истории, объяснения... т.е. дали возможность посмотреть на вопрос с разных точек зрения, в зависимости от того, что ближе зрителю :). В крайнем случае, можно просто не обращать внимания на раздражающие элементы, а то, отвлекаясь на неприятное, можно запросто потерять кучу, удовольствия от просмотра остальной части аниме, не касающейся "отрицательных" персонажей.

Rain: Полностью согласен, поддерживаю и сам так поступаю.


Симпатии

STARK: Ну да ладно, ближе к теме. В сегодняшнем БАЗАРЕ можно было регулярно слышать о понятии "симпатия". Настало время поговорить об этом поподробнее.

Итак, Проведём первое разделение - по своему характеру симпатии могут быть двух видов - сознательные и бессознательные.
Вначале о вторых, потому что это проще.

1. Симпатия обаяния

Симпатия обаяния, - субъективная реакция на чисто внешнюю привлекательность объекта, либо на его метафизический магнетизм, впрочем, равно как и внешность, являющийся от природы данным параметром (тот самый случай, когда человек/персонаж "ну нравится и всё!")

Rain: Хотелось бы также по возможности ввести ещё один тип симпатии, относящейся и к бессознательной (внешность) и к сознательной (поступки, поведение). Это симпатия (в полном смысле этого слова, симпатия) к каваю. Наверное, стоит её отнести именно к обаянию. Известно, что кавай - штука оригинальная, из разряда "знаю, но объяснить не смогу". Так вот... как ТАМ меня назвали..? "любитель жанра кавай"... Так вот, уж тут-то половое влечение точно ни при чём (хотя, опять же, у кого как). Все эти пушистости, миленькие шмотки, чистые невинные глаза, хорошенькие причёсочки, просто умиляющая внешность, милые голоса (сорри за оффтопик), всякие добуцу, короче, всё, что заставляет нас подумать про себя (а иногда и вслух) "Каваи-и-и-и!!!" Это внешняя сторона, бессознательная, фиг знает, почему она так привлекает. А вот, когда появляется ещё и сторона поступков, характеров... Тут постараюсь проиллюстрировать, моё разделение кавая. Некоторые персонажи более "пассивны" в этом плане, то есть, она проявляется в основном при конкретных воздействиях со стороны (Пучико из DiGi Charat, Ванилла Х. из Galaxy Angels). Как правило, и сами они пассивны по поведению. У некоторых же внешняя кавайность "активная", то есть, как бы она с ними всегда, они ведут себя кавайно вне зависимости от внешних условий (в основном из-за того, что они сами по себе активные, всегда в действии). Например, Сахарок из TSFS, или Мильфиль Сакураба из тех же Galaxy Angels. Заметим, я не говорю, что та же Пучико, когда стоит одна, сама по себе, не кавайна. Просто тогда к её внешней кавайности не прибавляется внутренняя (потому, что она бездействует). А у "активных" это незаметно. Вон, Сахарок, так и летает туда-сюда, суетится. Однако, "кавайность должна быть "простая", не углублённая в какие-то размышления" (с) Георгий Шуклин. Полностью согласен. Попробуйте сами представить, как, например, Сахарок сидит и рассуждает о чём-то глубоком. Хотя, вон, Чии рассуждала ближе к концу. Но это ей явно кавайности не добавило, а скорее наоборот. Зато в начале, это её "Чи-и-и!" было просто: что-то с чем-то! Ну, туда же к каваю относятся всякие добуцу, как, например Мокона из MKR. Или, вон, вечный кошак из Азуманги (когда с закрытой ПАСТЬЮ). Это уж, извините, без комментариев. В философии кавая (вот сказал-то!) я не силён, так что просто хочу сказать большое спасибо японским авторам, что сумели создать таких кавайных существ, при виде которых может улыбнуться даже самая чёрствая личность.

2. Половое влечение

Половое влечение - чисто физическая реакция опять же на чисто внешние факторы. Это гораздо ближе к инстинктам (а именно инстинкту продолжения рода), нежели к сфере чувств. Кроме того, во многих случаях для возникновения полового влечения не обязательно непосредственное наличие материального объекта, достаточно образа в сознании, вызванного либо силой личного воображения, либо возникшего при соответствующих ассоциациях, или под прямым воздействием соответствующих изображений и звуков. (Отмечу, что создатели Аниме и манги этим бессовестно пользуются, наделяя своих персонажей женского пола безупречными роскошными телами, впрочем, не думаю, что бы кто-то за это на них обижался, хе-хе).

Praded: С разделением симпатии на сознательное и бессознательное, согласен, а вот дальше - не совсем. Попробую объяснить.

Бессознательно, мы воспринимаем объект как положительный или отрицательный в совокупности свойств, которые соответствуют, либо нет, неким шаблонам, хранящимся в подсознании. А также в зависимости от очерёдности поступления информации об этих свойствах. И половое влечение тут является вторичным, дополнительным стимулятором эмоций. Эти шаблоны собираются и накапливаются нами, по мере получения жизненного опыта.

STARK: Ха! Половой инстинкт заложен в нас природой, подсознание реагирует, прежде всего, на визуальную картинку, вызывая побуждение, которое затем в случае совпадения большинства факторов объекта с упомянутыми тобой шаблонными образами, могут перерасти в собственно влечение.

Praded: Не согласен. Порядок оценки примерно такой: Доступность объекта - далеко или близко, какова вероятность взаимного влияния. Опасность объекта - может ли представлять угрозу. Стоит ли объект дальнейшего внимания - факторы жизненного опыта. И только после этого привлекательность. Эти схемы ведь рассчитаны на все случаи жизни, а не только на общение с противоположным полом. Именно поэтому получить испуг во время фильма или игры, можно только глубоко погрузившись в оное. Объект начинает восприниматься как близкий и в случае внезапных угрожающих действий происходит стандартная реакция, как на реальную опасность.

Персонаж, вызывающий симпатию, должен сразу проявить ряд качеств, зафиксированных в нашем подсознании, как положительные. Причём, для разных типажей, они существенно разнятся. Пример. К вам, незнакомому человеку подходит аккуратно одетый(ая) малыш(ка) и доверчиво глядя ясными глазами, звонким голосом, вежливо просит, допустим, открыть бутылочку с лимонадом. Опрятная одежда, искренние чувства, ребёнок (как символ безобидности), искреннее и открытое лицо, нетрудная просьба, вкупе с вежливым обращением. Всё это, сразу настраивает вас на дружелюбный лад и симпатию. Или же, к вам подходит замурзанный цыганёнок и, размазывая сопли по лицу, начинает что-то гнусаво выклянчивать у вас. Ваша реакция - резко отрицательная. Почему, объяснять не надо. Это из подсознания, мгновенно появляются готовые схемы восприятия объекта. Если Вы достигли половой зрелости, то дополнительно к вышесказанному начинает срабатывать и схема полового влечения. Если, открыв ребёнку бутылку, вы максимум чем поинтересуетесь, это тем, где его родители, то если к вам подойдёт, с такой же просьбой, симпатичная девушка, вы постараетесь завязать и углубить знакомство (если только, вы не в компании с другой). Но это только в том случае, если первоначально сработали те же схемы, что и у ребёнка. Кстати, у многих манекенщиц и моделей, очень большие проблемы в плане глубоких и длительных отношений с мужчинами. Профессиональную манеру поведения, они неосознанно продолжают и в личной жизни. А это вызывает у многих мужчин подсознательную реакцию на этих девушек, как на холодных, бесчувственных кукол и отпугивает от них, несмотря на их подчёркнутую привлекательность.
Создатели Аниме всё это прекрасно знают и персонажей, обречённых на привлекательность подают именно в такой последовательности. Пример: "I, My, Me". Явно симпатичный персонаж, Кузуха, сперва появляется как неловкая девочка-подросток, искренне и наивно пытающаяся убрать мусор (пустую банку) с тротуара и ожидающая того же и от одноклассников. Её поведение вызывает снисходительную усмешку у зрителя, но набор свойств: аккуратная форма, правильное, искреннее поведение, подчёркнутая беспомощность; сразу вызывают симпатию. Всё. Образ зафиксирован. После этого, зритель уже будет снисходителен к внешним проявлениям персонажа, несоответствующим первоначальному впечатлению. Теперь можно запускать сцены, где герой или героиня может изорвать одежду, вымазаться в грязи, наполучать синяков и шишек. Зритель всё равно будет сочувственно относиться к этому персонажу. Да и авторы ленты не допустят, чтобы нелицеприятный вид кавайного персонажа, проявлялся слишком часто. В той же ЕВЕ, первоначально поданная как хороший человек с открытой душой, Кацураги-сан, ещё и подаётся как внешне привлекательная женщина. После этого, зритель уже прощает ей и бесхозяйственность, и любовь к выпивке, и прочие недостатки. При такой работе, как у неё, и не то простить можно. Но, если бы авторы подали вначале её отрицательные черты, то сомневаюсь, что зритель отнёсся бы к ней так же сочувственно. Как говорится: "Встречают по одёжке." Пожалуй, только в SMJ, авторам удалось поменять отношения зрителя к массе персонажей, в течение развития сюжета. Обычно же, первое впечатление от героя или героини остаётся неизменным, в течение всего сериала. Подсознание, очень консервативная штука. В том же случае, когда персонаж НРАВИТСЯ, без всяких вразумительных объяснений, то это связано с ещё более глубинными слоями подсознания. В которые лезть, вообще-то не стоит. Человек, скорее всего, знает, почему персонаж нравится, но не признаётся в этом даже самому себе, из-за каких-то своих глубинных запретов. Это уже, простые совпадения внутреннего мира кого-то из создателей Аниме и конкретного зрителя. А может быть и восприятие симпатии ОТТУДА.
И ещё момент. В Аниме симпатию вызывают не только девочки-мальчики. Симпатичным (в смысле вызывающим дружелюбное отношение) может быть какой-то зверёк. КАВАЙ!!! Или человек преклонного возраста. (Домовладелица в "I, My, Me", дедушка Тенчи в одноимённых сериалах) А почему? Опять же, при первом знакомстве с этими персонажами, из подсознания всплывают готовые схемы соответствия плохому и хорошему. Старая женщина - совсем уже не привлекательная внешне, знающая как добиться своего, спокойная, надёжная, несуетливая, заботливая так, как она считает нужным. Да это же - идеальная бабушка. Не дай бог бы с ней, что-нибудь плохое случилось, я бы переживал за неё. То же самое и с дедушкой Тенчи. Только плюс ещё; не угасший интерес к женскому полу, но всё в рамках пристойности, хорошая физическая форма, верность и любовь к умершей жене. Очень, очень обаятельный персонаж. Просто схема подсознания немного другая. Для женской аудитории используются немного иные схемы. Мужской обаятельный персонаж, это либо красивый, женоподобный "принц". Страдающий и несчастный, и, конечно же, вызывающий у женской аудитории нечто, вроде материнских чувств (Все мужские персонажи в Шаманик Принцесс). Либо это спокойный, немногословный и надёжный как скала герой, но впрочем, зачастую, тоже несколько женоподобный (Сащоу-мару в Ину-яше). Кстати, нашим зрительницам он более симпатичен, чем сам Ину-Яша (хамовитость - сильно отталкивающая черта. Не путать с дерзостью).

STARK: Хм... однако... А спросим-ка, собственно, у нашей зрительницы. Ольга-сама, вы как представительница слабого пола, что со своей стороны скажете?

Olga: Что же касается представительниц, так называемого, слабого пола, то здесь вряд ли можно сказать что-либо определенное, скорее всего, степень симпатии полового влечения прямо пропорциональна степени соответствия персонажа образу "МММ" (мужчина моей мечты) сформированному в сознании каждой из этих самых представительниц.

STARK: Что ж, я в начале не собирался затрагивать механизмы работы сознания, при возникновении симпатии/антипатии, но Прадед-сан разработал эту тему самостоятельно, за что мы его поблагодарим и перейдём к...

Praded: Я ещё не закончил.

С половым влечением ещё более сложно. Во-первых, зрители разного возраста, по-разному реагируют на одни и те же сцены. Во вторых, огромную роль играет уровень развития интеллекта зрителя.
И по поводу интеллекта. Ведь сами создатели Аниме сплошь и рядом ехидничают над собственными флирт-штампами. Но всё равно, все смотрят и радуются. Однако, когда по ходу просмотра, в голову сама собой, неизвестно откуда вползает мысль. "Так не бывает!", "А если бывает, то настоящая реакция на это, совсем иная!" Это значит, ты алгеброй гармонию проверил, и чары влечения на тебе не сработали. А если всех мыслей - выпить и в койку! То единственная мысль будет, а когда же хентай начнётся? Так что, для одних - Икетеру Футари, это грань, за которой начинается пошлость, а для других - наиболее интеллектуальное Аниме, которое они способны осилить. Хотя умных мыслей в этом сериале. Выше крыши, но они замаскированы именно половым влечением. Довольно интересный приём!

3. Симпатия сострадания

Симпатия сострадания - реакция на неблагоприятные факторы, под влиянием которых оказался объект, к которому мы не имеем причин испытывать негативных чувств. Зависит, прежде всего, от нашей собственной чувствительности (способности поставить себя на место несчастного), и степень ценности для нас существования данного объекта (в контексте аниме, - ценность для персонажа, с которым мы себя в какой-то степени ассоциируем, или просто хорошо к нему относимся).

Olga: К визуальным признакам, вызывающим жалость и как следствие симпатию сострадания я бы отнесла следующие:

  1. Особенности облика (внешности) персонажа: большие грустные глаза, "бровки домиком", опущенные уголки рта (в том случае, когда являются не следствием мимики, а особенностями анатомического строения); а так же внешние проявления всяческих неполадок со здоровьем (все та же Рэй).
  2. Специфическая мимика, несущая информацию о вызывающем жалость душевном состоянии персонажа: плач, печальное выражение лица и т.д.
  3. Специфическая моторика и пластика: движения, жесты, позы, свидетельствующие о том, что герою в данный момент весьма паршиво, и его стоит пожалеть.

Praded: А как же быть с Hyatt из Excel Saga? Всё вышеописанное в ней присутствует, но это комический персонаж. Может стоит добавить, что этого должно быть в меру?

STARK: Так ведь на то "Сага об Эксель" и пародия.

Praded: Симпатия сострадания:

Не сказал бы, что эта симпатия сознательная. Это ведь из области чувств. Жалко персонажа, который по независящим от него обстоятельствам попал в переплёт. Потому и жалко, что симпатизируешь ему. А сознательно воспринимаешь, только то, как он из этой ситуации выкручиваться будет. А вот когда персонаж попадает в беду, частично или полностью, по своей вине, то вот тут уже возникает смесь чувств и размышлений.
(Вандред 1. Избиение Хибики) С одной стороны, жалко парня. А с другой, некоторое чувство удовлетворения. Да, он получил урок. Но во первых, он избавился от завышенной самооценки, а во вторых, это испытание сделало его сильнее и мужественнее. Кстати, одна и та же сцена у разных зрителей может вызвать в корне разные эмоции. (Многочисленные сцены преследования и дискриминации Кейтаро в Лав Хине). С одной стороны, мне даже его немного жалко, но в основном это воспринималось мною, как весёлый фарс. У моего же знакомого, близкого к "гопоте", эти же сцены вызывали раздражение, с комментариями в сторону девушек-преследовательниц: "Вот же твари!" Это он себя на место Кейтаро поставил. Интересное сострадание!

Rain: Ну, что ж, я при просмотре Love Hina вообще-то не испытывал особого смеха в ситуациях, где Кейтаро получает тяжкие телесные. Я, конечно, девушек не ругал, но было не слишком прикольно, потому, что смотрелось просто банально.

Praded: Не судите меня строго. Love Hina - один из первых, просмотренных мною сериалов. Тогда ещё не с чем было сравнивать.

STARK: А я люблю Лав Хину! Причём если сериал у меня тоже был одним из первых, - потому и оставил отпечаток в душе, то мангу я прочитал не так уж давно, и скажу что Лав Хина - это здорово!

4. Симпатия восхищения

Симпатия восхищения - реакция на внешние или внутренние характерные качества объекта (внешние данные, манера поведения, особенности характера и т.д.), которые вызывают у нас исключительно хорошие впечатления, и которые мы, возможно, хотели бы видеть у себя. Наверное, в ряде случаев, этот вид симпатии можно считать положительной формой зависти. Сюда также можно отнести восхищение эстета от великолепного дизайна или блестяще выписанного характера персонажа.

Praded: Симпатия восхищения

Скажу только за себя. Смотря в детстве (Корабль-Призрак), я восхищался главным героем именно так, как ты и говоришь, и представлял, что на его месте я повёл бы себя так же. Но теперь, зная свои достоинства и недостатки, я практически не ассоциирую себя ни с кем из героев. Всё-таки, они действуют в экстремальных и экзотических ситуациях. Я просто не могу теперь представить себя на их месте. Единственное исключение, это (торговец из Вандреда). Да, этот тип по мне.
И реалистичен до предела и восхищение вызывает. А так вообще, симпатия восхищения у меня несколько отстранённая. Скорее, это восхищение качествами персонажей, проявляющих вершины человеческого духа и совершающих поступки, на которые способен в реальной жизни один из сотни. Именно, белая зависть. А по поводу графики и характера, у меня возникает восхищение не героями, а конкретными художниками, сценаристами и сэйю, создавшими такую красоту.

Rain: Да, также часто (как, впрочем и все остальные) эта симпатия проявляется также к реальным людям. Человек видит в человеке те качества, которые он хотел бы видеть в себе. Более сильная форма - т.н. "белая зависть", без отрицательных эмоций. Обычно симпатия восхищения идёт вместе с симпатией уважения (см. ниже), так как часто факторы, вызывающие первую, идут вместе с факторами, вызывающими вторую. И внешние и внутренние. Во всяком случае, у меня (но бывают и исключения). Из личного опыта - Утена. Чем не пример? Что характерно: и девушкам и парням.

5. Симпатия уважения

STARK: Симпатия уважения - реакция на действия, поступки объекта, встречающие у нас одобрение. Этот тип симпатии самый так сказать сознательный.

Praded: Симпатия уважения. Точно - самая сознательная!

Я бы назвал ее, скорее, симпатией целостности или человечности. Герой, состоящий из одних достоинств или недостатков, это плоская и бледная тень. А вот герой, имеющий один или несколько, свойственных всем нам недостатков, вызывает симпатию уважения именно тем, что вынужден с этими недостатками жить и бороться. Возьмём тех же Марионеток Джи.
Все главные герои имеют свои бзики, из-за которых постоянно влипают в какие-то неприятности. Но именно из-за этих недостатков они так целостны и человечны. Именно их попытки (тщетные и успешные) стать лучше, делают их такими живыми. (Уж на что, Ханагата - жалкое создание, и то я его в два раза зауважал. Первый раз за то, что не побоялся вызов и побои отца принять, ради своих идеалов, а второй, когда он забросил бредни о любви к Отару и занялся торговлей рыбой и созданием саги о марионетках.) И именно на фоне их недостатков их Поступки с большой буквы, выглядят наиболее величественно и выпукло.
Да что там главные персонажи. Вот - второстепенный, Гесс.
В первом сезоне, он просто хитрый и умный приспешник главного злодея. Причём, умеющий вовремя смыться. По стандартам JRPG, обычный средний босс. В SMJ Again, он уже серый кардинал, ведущий какую-то свою игру и свергающий правителей. Возникает интерес к его персоне. И вот, наконец, в SMJ to X, выясняется, кто он есть на самом деле. Но вот тут-то и возникает странная симпатия и сочувствие к этому злодею. Он человечен, его можно понять. И хотя он творит жуткие вещи, почему-то ему сочувствуешь. Возникает мысль. А если бы я попал в такую ситуацию, не стал бы я ещё худшим чудовищем? Сохранил бы я вообще, человеческий облик? Понять - не значит простить, но какую-то симпатию и уважение этот персонаж вызывает именно из-за своих человеческих качеств и целостности характера.

Rain: Не знаю, как насчёт целостности (да и SMJ я ещё не успел посмотреть), но вот реакция на поступки - это точно самая, пожалуй сознательная симпатия. Уважаешь персонажа за его поступки, его достижения, "победы над собой", его идеалы (которым ещё нужно уметь следовать, мало их просто иметь). Например - Сайондзи из SKU. Правдив, честен, прям, эмоционален, со строгим соблюдением своего кодекса чести. И это на фоне кучи его отрицательных качеств, которые, впрочем, он проявляет больше не по своей воле, а из-за влияния других. Может у кого-то он и вызывает негативные чувства, Но не у меня. Я его уважаю. По поводу "целостности" персонажей хотелось бы также упомянуть такую замечательную вещь, как KareKano, от Хидеаки Анно (и опять у него не хватило бюджета на конец!) Я чуть не поперхнулся, когда его назвали "романтический сёдзё-сериал". Ну, что-то, конечно, есть, но зачем же так сразу, прямо... Вот уж где можно увидеть нормальных людей, со всеми достоинствами и недостатками. Во-первых, очень человечно, целостно, во-вторых, есть, кого уважать (тут уж с явным разделением по половому признаку), в-третьих, есть за что уважать, и, наконец, безо всякой "мрачной обстановки", якобы нужной для нагнетания реалистичности.

STARK: Мрачная обстановка, нужна вовсе не для <нагнетания реалистичности> или для более сильного воздействия на зрителя. Если ты имеешь в виду Еву, то знай, что сам Анно приступал к работе над сериалом находясь в глубочайшей депрессии, переживая тяжёлый творческий кризис, и Ева воплотила в себе многое из осмысленного им в долгий период колебаний между работой и самоубийством. Так что Ева уже хотя бы, поэтому нечто гораздо большее, нежели очередной меха-сентай с плохой концовкой. Намного большее. Впрочем, об этом нам ещё предстоит поБАЗАРить.

Rain: Да я вообще-то как раз не о Еве. Это всё мне известно, и Еву я весьма уважаю. Например (что бы такое взять, что я смотрел...) Wind of Amnesia, вот. Как-то оно меня не проколбасило... И почему я не сильно хочу смотреть тот же Lain или Boogiepop Phantom. Я почти стопроцентно уверен, что это меня тоже не сильно тронет. Конечно, я их посмотрю, когда-нибудь, потому что я должен, но все эти серые тона, пупер-тайны и настойчивые поиски себя меня не сильно впечатляют. Наверное, каждый хочет от аниме чего-то своего. То, чего хочу я: пожалуй ближе всего подошёл к этому, лучше всего выразил это Алекс ниже по тексту.

STARK: Так-так, БАЗАР уже подходит к концу, а Алекс-сенпай что-то у нас начал отмалчиваться. Не порядок.


Слово Алекса

Alex: Ну что же, раз публика просит, выскажусь и я на счет симпатий. А так как на эту сказано уже достаточно, то я попробую взглянуть на нее несколько под иным углом, а опираться я буду на наш первый БАЗАР, кто не понял - я не виноват...

Итак, попробую проанализировать по трем пунктам.
Во-первых, с нашей стороны симпатия может возникать к объекту, который расценивается нами как <живой>, настоящий, т.е. это не просто двигающаяся картинка на экране, это уже кто-то вполне самостоятельный, наделенный своими собственными качествами. Если бы мы чувствовали искусственность и фальшь в отношении происходящего на экране, то в нас не могло бы пробудиться и чувство симпатии, так как оно предполагает доверие и открытость с нашей стороны.
Иначе говоря, симпатичный персонаж обязательно заставляет испытывать к нему какое-то чувство - радость или грусть, жалость или восхищение - это неважно, но если мы не воспринимаем его реальным, то мы его не пустим внутрь себя, а значит, он в нас ничего не заденет и соответственно не всплывет изнутри встречная эмоция. Это я как раз использую тему самого первого базара, где упоминалось о резонировании внешнего и внутреннего:
... т.е. тебя за что-то цепляет, если позволяешь себе сопереживать, позволяешь войти в себя тому, что находится снаружи и оно резонирует с тем, что у тебя есть, т.е. когда раскрываешься навстречу, когда есть искренность, непосредственность, открытость...
... они же (высшие чувства и переживания) не берутся ниоткуда, они есть внутри нас, просто хорошенько припрятанные, а хорошее аниме, в данном случае, как проводник к этой части себя...
Мы приходим к выводу, что для того, чтобы казаться реальным, симпатичный нам персонаж должен быть еще и качественно проработан, так сказать, добротно сделан - мне не нравится такой оборот, но не знаю, как еще сказать иначе. Я имею ввиду не только то, как он нарисован, но и как он держится, его манеры, жесты, способ говорить, история, поступки... - в общем, то, что составляет его личность, которая и позволяет персонажу ожить в нашем сознании и принять его как равного.

STARK: Как человек немного знакомый с писательским ремеслом, скажу, что Алекс-сенпай имеет в виду то, что, используя формулировку Ницше, - персонаж должен "созреть" в голове у автора, когда он начнёт жить своей собственной жизнью, начнёт просто требовать своего появления на бумаге. Без этого мы будем иметь просто куклу, шаблон, короче говоря, халтуру.

Alex: С этим вроде все ясно. Теперь переходим ко второму пункту.

В соответствии с вышесказанным мы подходим к такому выводу, что симпатия должна проявляться с двух сторон что ли - извне и изнутри. Иначе говоря, не только сам персонаж должен быть симпатичен, но и мы должны быть способны испытывать чувство симпатии в его различных проявлениях. И тут мы опять возвращаемся к темам, поднятым нами в первом базаре. Т.е. поскольку наше восприятие и наша способность интерпретации находятся внутри нас самих, то ключевым звеном в рождении чувства симпатии являемся как раз мы - зрители: что у нас внутри, то и вовне, - а значит начинать нужно в первую очередь с себя. Обогащая свой внутренний мир, мы можем испытывать больше чистых и светлых переживаний, в том числе и различные виды симпатии. Могу привести примеры.
Как вы думаете, мелочный, подлый, злобный человек, сможет ли он наслаждаться такими качествами персонажа, как широта души, благородство, самопожертвование, искренность, доброта? Скорее всего, он этого не оценит, а воспримет как глупость - ну нет у него таких качеств внутри и соответственно резонировать там нечему - у него другие критерии оценки, другие ценности.

Praded: А вот тут позвольте усомниться! Так себя вести может только чиновник на работе. Посмотрите на уголовно-песенную тематику. Это же сплошные "души прекрасные порывы". Если судить по песням, (а они ведь вполне искренние) то их герои - милейшие люди. А на самом деле...? На самом деле, КАЖДЫЙ человек способен на сопереживание и глубокое сочувствие к вымышленным персонажам. И оценить по достоинству те возвышенные качества, которых у него нет, может любой. Если захочет. Вопрос только в том, как люди со своими эмоциональными переживаниями поступают. Кто-то скажет сам себе: "Гляди-ка, а у меня всё ещё осталась способность к искренним чувствам!", а потом спрячет эту драгоценность до лучших времён и продолжит жить как и жил, а кто-то почувствует подъём душевных сил и воспрянув духом, кинется улучшать мир. А в случае неудачи, всегда можно подзарядиться по новой. Вариантов масса. Нежелание показывать свои чувства другим, это элементарная боязнь оказаться уязвимым. К тому же, Аниме, это достаточно специфическое искусство и такие люди, как бабулька из анекдота, которая слушая описание красот Парижа в двух-трёх матерных словах, плакала и говорила: "Господи! Красота-то, какая!", просто не захотят грузиться всеми этими тонкостями.

Alex: Хм, что касается уголовно-песенной и блатной тематики - ну, недолюбливаю я её - не чувствую я там настоящих "души прекрасных порывов". Там больше на жалость к "невинным жертвам" давят или за жизнь "по понятиям" поясняют - не по мне это. Есть, конечно же, и исключения, но очень редкие... Как то я с одним знакомым бардом разговорился. Точно уже не скажу, но он примерно такое выдал: "Ты думаешь они (он вообще про наш конвейер "музыкальных звёзд") свою музыку слушают? Это все - ширпотреб, рассчитанный на обывателя, чтобы деньги собрать... Мы как то поспорили с приятелем и спросили у одного такого певца - слушает ли он то, что выпускает эта индустрия. Тот попал в неловкое положение, но вынужден был признаться, что ему это неинтересно..."

Ну а что касается того, что человек может "оценить по достоинству те возвышенные качества, которых у него нет" - дык я этого и не отрицаю. В том то и дело - если он их ценит, значит всё в порядке. Я имел ввиду не наличие в человеке точно таких же качеств, а наличие так называемых "положительных" качеств, понятие которых и было введено в первом Базаре - они могут дополнять и переходить друг в друга. Как бы так проиллюстрировать? Ну, скажем так, не очень смелый, но очень отзывчивый человек может совершить ради кого-то другого геройский поступок, хотя ради себя ни за что бы этого не сделал. Тут его доброта и отзывчивость придали ему такие качества, как решительность и самоотдачу, они же позволяют ему ценить эти качества в других, наслаждаться ими и со временем развить их в себе. Да, да - развить в себе. Я считаю, что если мы по-настоящему искренне ценим что-то, то прилагаем соответствующие усилия для достижения этого. Если же мы только говорим о чем-то: "ах, вот если бы, да кабы... да само собой всё получалось..." - значит это не настоящая ценность или потребность, если мы не делаем шага навстречу, значит нам еще не хватает искренности перед самими собой. Но что то меня на философские темы потянуло :). В общем, уметь ценить хорошие качества других - это уже само по себе "положительное качество", а значит оно позволяет полнее наслаждаться их различными проявлениями, например в том же аниме. Если же это эгоист, сухарь - ничего не попишешь: "у него гранитный камушек в груди..." Никаких противоречий с вышесказанным о внутреннем и внешнем.
Опять таки, может кто заметил, но для детей симпатия более естественна, чем для взрослых, особенно для "ну о-о-очень" взрослых. Для некоторых видов симпатии дети, быть может, еще не доросли в биологическом смысле, но они более открыты и искренни - к сожалению, эти качества тускнут и уходят на второй план у тех, кто чувствует себя уже "в годах". А ведь все это можно тренировать - и чистоту, и непосредственность, и энтузиазм, и радость: никто от этого не проиграет и не "впадет в детство" - только лишь снимутся шоры на глазах, психологические зажимы, уйдет старческий маразм. Эти качества отражаются на нас даже физически (сейчас будут экспресс курсы красоты для девушек... и не только).

STARK: Ну, по моему Алекс-сенпай с "тренировкой чистоты" малость перегнул, - чистота, она либо есть, либо её нет, потеряв однажды вернуть её очень сложно, должно произойти нечто совершенно из ряда вон выходящее, а может быть и вовсе невозможно, учитывая теорию о первородном грехе.

Rain: А вот по-моему, очень даже правильно.

Alex: Ну, на тему чистоты и тому подобного у меня все же есть некоторый опыт, я своими собственными глазами видел достаточно людей, в том числе и настоящих йогов :). Так как корни всех наших качеств находятся в нашем же собственном сознании, то, работая с ним, можно добиться весьма впечатляющих результатов - все зависит от того, насколько серьезно и искренне человек работает над собой. Но это отдельная история. А пока вернемся к "курсам красоты" :).

Чтобы не быть голословным, могу предложить такое упражнение, назовем его "улыбка", желательно проделать его так сказать изнутри, т.е. с чувством, но если у кого не получается, то хотя бы только физически, напрягая и удерживая в тонусе определенные группы мышц - тоже получится, но эффект не будет таким выраженным. Даю примерное описание:
Положите руку на сердце - это не обязательно, но так легче чувствовать сердце и его удары: чувствовать их тоже не обязательно, но так получится лучше (как бы для некоторых людей это не звучало странно, но сердце является источником достаточно чистых и сильных эмоций высокого порядка, поэтому было бы разумно сразу обратиться к нему напрямую). Теперь успокойтесь и сосредоточьтесь на сердце, попробуйте почувствовать, что вы дышите через него. Теперь, немного погодя, постарайтесь ощутить что там, внутри вашего сердца, есть то, что дает вам наибольшую радость и счастье, например присутствие любимого человека. Теперь улыбнитесь ему - непроизвольно и естественно у вас получится искренняя и одухотворенная улыбка, это может быть и улыбка благодарности (но не просто какой-нибудь признательности) - благодарность тоже очень мощная созидающая эмоция. Улыбайтесь так 1-2 минуты (можно больше, но если будете халявить, т.е. имитировать упражнение или сокращать его, то и получите имитацию результата - в этом случае все претензии к себе. 1-2 минуты - это не так уж и много, так что будьте искренними с собой.) Теперь подойдите к зеркалу и взгляните на себя, особенно обратите внимание на глаза - если все сделано по честному, вы обязательно увидите перемену, лицо станет красивее, светлее, глаза лучистее... да что я тут распинаюсь, проще один раз увидеть, чем сто раз объяснять.
Если для кого-то это очень сложно, то можете просто выпрямить спину, искусственно натянуть на себя улыбку и посидеть так уже минут пять. Эффект тоже будет, но первый вариант более практичен и к тому же дает еще и некоторые неявные, но весьма полезные результаты :). Скажу больше. Это упражнение в его различных вариациях известно достаточно давно, в частности в даосских практиках оно называется "внутренняя улыбка" и выполняется несколько иначе. А сейчас это один из основных элементов системы Норбекова. Кто знает - поймет, кто не знает - отсылаю на www.norbekov.com, а еще лучше почитать какую-нибудь его книжку (только не наткнитесь на подделки) - там расписаны механизмы работы и прямого позвоночника, и улыбки, и еще много чего - с их помощью можно не только вылечиться от многих болезней, но и просто изменить себя и свою жизнь к лучшему.
Всё, пожалуй, хватит подобных отступлений, а то тема может еще долго не заканчиваться. Скажу только, что те положительные эмоции, которые мы испытываем в частности и от просмотра хорошего аниме являются также и полезными для нашего здоровья, как психического, так и физического. Кто не верит - его проблемы, читаем книжки, упражняемся, убеждаемся на практике - словами здесь все равно ничего не докажешь. Ну а эмоция симпатии является той же самой положительной, полезной для нас эмоцией - можете вспомнить свое самочувствие после того, как испытываете симпатию к какому-нибудь персонажу: волна чувства прокатывает через нас и мы чувствуем в себе что? Как бы подзарядку, больший, чем обычно тонус в теле, большую глубину ощущений, мы чувствуем себя более живыми, более сознательными, мы как бы пробуждаемся от автоматичного, однообразного существования и нам это нравится :). Даже если мы вместе с персонажем испытываем его боль, его проблемы, то все равно стремимся к этим ощущениям - мы не мазохисты, просто нам нравится быть живыми, и это нормально.

Praded: Если тема эмоций и переживаний интересует вас в более глубоком контексте, советую прочесть "Всё о жизни" и "Кассандра" М. Веллера. Очень многое из написанного там, годится и для аниме.

STARK: Хе-хе, эмоции - великая сила! А сила в зависимости от её приложения может быть как созидательной, так и разрушительной, и использовать её нужно с умом. Однако в суждениях о положительных эмоциях я бы не был столь категоричен. Меня вот, психически и душевно выматывает просмотр бессодержательного, но смешного и забавного аниме вроде обожаемой мной "Саги об Эксель", - интеллект находится в отключке (разве что субтитры переводит), зато идёт огромное воздействие на весь спектр оставшихся в живых чувств, и после каждой серии я чувствую такую усталость, я бы даже сказал опустошённость, что часа на полтора наступает прямо-таки какая-то апатия (не путать с депрессией), - анализировать-то нечего, а иной способ восприятия даётся ой как нелегко.

Alex: Тренироваться надо, батенька. У нас ведь не только ум есть, остальное тоже зачем-то нужно :)

Так что можете применять это к себе как индикатор - если в аниме вам встречается мало симпатичных персонажей, а жизнь какая-то серая и скучная - срочно пора перезаряжать батарейки, а то старость уже нагрянула к вам в гости, даже если вам только 20 лет.

STARK: Ага, точно, нагрянула. Правда, Прадед-сан? Вот мы с помощью аниме и подзаряжаемся, и ещё всех переживём, хе-хе. Хотя бы для того, чтобы узнать, - чем же всё-таки закончился "Ину-Яша"?

Praded: Ину-Яша? Да, 104 серии, пожалуй, маловато будет. Смотрю на парнишку и себя в молодости вспоминаю. Вот помню, в первую германскую... Забегаю в окоп, а там австро-венгров тьма тьмущая. А у меня в винтовке один патрон. Куда деваться? Вспомнил тут, давеча в паровом синематографе, аниме просмотренное, крикнул им: "Душераздирающая стальная лапа!"...! И всех одной очередью положил. Вот так-то. Никак нам без аниме нельзя, ибо сила в нём великая. Кхе-кхе.

Alex: Ну и последнее, поскольку люди мы разные и у каждого свой внутренний мир, свои критерии, свои ценности и предпочтения, то и симпатичность мы будем оценивать по разным критериям - кому-то больше нравится как эта девушка нарисована :), кому-то запал в душу ее голосок, а кто-то восхищается поступками - каждый может найти что то свое: но есть и универсальные человеческие ценности. О них тоже не стоит забывать.

Ну, и третий пункт. Собственно о технической стороне дела здесь говорили уже достаточно, поэтому буду краток. Мне только хотелось бы добавить к уже сказанному некоторые мысли об элементах, используемых для проявления характера персонажа и его окружении.
Симпатичный нам персонаж своим появлением и существованием создает некий контраст. Он может быть противоположен общей атмосфере, а может усиливать её, но в любом случае он выделяется: хотя бы даже и своей неприметностью, как та же малышка Шинобу из Love Hina. (Как говорится, подчеркнутое безразличие тоже знак внимания :). Вот эти элементы, позволяющие выделить некоторые характерные черты героя, и являются ключевыми для нас и нашего восприятия. Ведь известно, что наше внимание выделяет и фиксируется на особенностях, контрастах. Вот тут то и проявляется мастерство создателей аниме - их умение владеть выразительными средствами, умение создавать явные и неявные признаки различных состояний, чтобы донести их до нас. К явным признакам можно отнести, например, такие штампы, как появляющиеся время от времени символы-подсказки: капли пота, потоки слез, вспухшие вены на кулаке или голове, кровь из носа, различные ауры вокруг героев и т.д. и т.п. На тему подобных клише и того, что они обозначают есть достаточно статей в рунете, но, тем не менее, я думаю, что было бы неправильно не упомянуть о них здесь. К менее явным признакам стоит отнести такие вещи, как форма и строение глаз, позы, жесты, манера двигаться и говорить, одежда... - они дают нам информацию о герое, но тут нам уже не так просто с ходу сформулировать - в чем же собственно дело и что же такого особенного мы нашли в этих глазах. И, наконец, более тонкие, и в то же время более значимые для нас свойства и характеры героев мы узнаем по ходу развития сюжета. Да, да их тоже можно отнести к выразительным средствам. Например, характер выражает сущность, так что постепенная подача и раскрытие персонажа, его внутреннего мира - это тоже часть выразительных средств. Я думаю, что именно в характере, в поведении, в Поступках заключена наибольшая для нас притягательность или симпатичность персонажа. То, насколько он соответствует каким-то нашим собственным идеалам, стремлениям, ценностям, настолько он и западает нам в душу. А тут мы опять возвращаемся к теме резонанса внешнего с внутренним :).
Для тех, кто уснул и пропустил то, о чем я так долго говорил, скажу совсем кратко: симпатичный персонаж должен выглядеть реальным, чтобы мы открылись ему. "Реальным" не в смысле "обыденным из серых будней", а живым и самостоятельным, пусть даже с самыми невероятными характеристиками. Мы сами должны быть готовы для него, а создатели должны постараться, чтобы обозначить и проявить свойства этого ключевого персонажа, а также облегчить нам вхождение в очередной мир аниме.


Крайние проявления симпатии

Итак, товарищи, мы составили некоторую теоретическую основу для перехода от рассмотрения нашей сегодняшней темы с механизмом формирования отношения, прежде всего положительного, человека к персонажу, с пассивной стороны, стороны персонажа, к попытке взглянуть на вопрос глазами активной части, - зрителя.

Действительно, пока что мы говорили в основном о том, как и почему нравится тот или иной тип персонажей, но почти не выходили за пределы процесса взаимодействия зритель-персонаж, тогда как интересно, а что является предпосылками этого взаимодействия, столь глубокого, что "нарисованные картинки" порой воспринимаются законченными личностями, куда более реальными, чем многие знакомые люди из мира материальных вещей.
Строго говоря, этот вопрос затрагивает далеко не только персонажей аниме, но и персонажей книг, фильмов, а также полумифических персонажей созданных историей, политикой, шоу-бизнесом и средствами массовой информации. Однако постараемся держаться всё же околоанимешных пределов, и разберём хотя бы несколько вопросов:

как собственно получилось, что гибель героя, материалистическая трактовка смерти которого не возможна в принципе, вызывает порой у нас состояние близкое к депрессивному, а ежедневные сообщения в новостях о взрывах жертвах только пожимание плечами и высказывание чего-нибудь вроде "ну не повезло" или "не судьба".

Rain: Ну, по-моему, тут всё достаточно ясно. Психология, она такая... Я приведу такой пример. Представьте себе, вы знаете человека уже достаточно давно, стали с ним друзьями, съели вместе пуд соли, и всё такое... А он вдруг взял и погиб в какой-нибудь аварии. Что с вами будет? Я сильно сомневаюсь, что вы просто пожмёте плечами. Так же и в аниме. Всем известна удивительная способность аниме-героев проникать к вам в душу, в сердце, становиться настолько близкими и знакомыми, что ты уже просто не можешь принять их смерть "просто так". А насчёт "ежедневных сообщений" - эти люди на другом конце света/в другом городе/etc вам никто. Вы же не будете горевать по каждому, кто умер. Я лично не буду. По ним пусть плачут свои, я же буду плакать о своих. Я думаю меня все поняли. А детальное и глубокое описание этого феномена я оставлю известному психологу Прадед-сану.

Praded: Видимо потому, что полюбившихся нам анимешных персонажей мы воспринимаем не только как реальных, но и как близких нам личностей. Это уже в некотором роде родственники или друзья. Поэтому и переживаем мы за их судьбу гораздо глубже, чем за неизвестных нам реальных людей. Это лишний раз доказывает, что аниме это не массовая штамповка, а штучный товар ручной работы. И как японцы умудряются совмещать это свойство с огромными тиражами?

Alex: Я тоже так думаю. Все дело в том, насколько близко мы воспринимаем то или иное явление. Есть даже такое выражение "не принимай близко к сердцу". Т.е. если каждодневные события такого рода мы воспринимаем как что-то обычное, само собой разумеющееся, то и наши чувства в этом плане притупляются. Другое дело - хорошее аниме (не просто еще одно из многих просмотренных, а то, которое задевает нас) - вот его то мы и принимаем близко к сердцу (помните, я говорил, что сердце является еще и одним из источников эмоций, а также у него есть способность к отождествлению). Оно волнует нас именно потому, что внутренне мы участвуем в нем, мы на какое-то время входим в тот мир, принимаем его как часть СВОЕГО и сопереживаем. Если хотите пример, пожалуйста. Как нас волнуют чьи-то проблемы и как личные? Даже объяснять не надо.

Весь секрет в отождествлении и вхождении. Если бы мы чужое принимали как своё, то этой разницы бы не было, но это доступно лишь людям с "большим сердцем". "Большое сердце" означает, что оно способно выйти за рамки своего маленького эго и вместить в себя нечто большее, для кого-то это может быть и весь мир, как родной дом. А нам же, простым смертным, достаются лишь проблески такого состояния, когда мы находимся на своем пике и способны выйти из своих пределов и сопереживать, например тем же героям аниме.

давайте попробуем объяснить феномен косплея, - что это, один из способов самовыражения через аниме, или поиск собственного "я" в аниме? Что происходит в момент превращения выдуманного кем-то персонажа в реально существующую личность (для конкретного отаку, разумеется), что это, - переход на новую ступень восприятия эзотерической стороны искусства или первый шаг во мрак безумия?

Alex: В этом я не силен - не косплеил :). Но думаю, что если не брать те параллели, которые можно провести с обычными массовками, дискотеками и т.п., то тут еще можно добавить следующее - одевая на себя костюм какого-то героя, человек на какое-то время входит и в его роль, ему легче почувствовать в себе и проявить те качества, которые воплощает данный герой. Т.е. люди хотят хоть немного побыть кем-то, чьи качества они ценят. И вообще на счет формы/одежды/костюма: это ведь не просто форма солдата, халат санитара, наряд клоуна, большая майка качка, прикид нового русского, кожанка металлиста и т.д. - стоит только их одеть, как тут же входишь в соответствующее сознание. Одень на себя куртку с большими плечами и пройдись по улице - сразу ростом повыше станешь, и грудь колесом, и челюсть немного вперед уедет - весь из себя крутой кач :), а ведь реально то ничего не изменилось, просто шмотку одел, которая к параметру "strength +2" добавляет, а ведь есть еще шмоки со скилами "luck +4", "charisma +3", "wisdom +10", пусть даже и виртуально :)

STARK: Верно. Наша одежда, наши предпочтения в её выборе являются одними из низших (внешних) проявлений нашей личности. Именно поэтому я и задаюсь вопросом, а не грозит ли это стремление максимально полного отождествления, опасностью растворения в заведомо более сильном, более ярко выраженном характере персонажа? Ощущая некоторые пустоты внутри себя, недостаточно развитая, в силу различных причин, личность, стремится к заимствованию различных черт у других (людей/персонажей). Есть вероятность (она не велика, но пренебрегать ею не стоит) что "заимствованной", в конечном итоге, может стать сама личность. Однако возможно к этому отчасти и стремятся как косплееры, так и те, кто выбирают своими ник-неймами имена героев аниме, - может быть это грубая попытка искусственной замены ряда собственных качеств качествами персонажа? Эдакая гипертрофированная форма симпатии восхищения?

Praded: Несколько предположений навскидку. 1.) Кризис "героя". Люди всегда стремились кому-то подражать. Кому-то, кто в их сознании ассоциировался с понятием "Герой". Стрижка "под Котовского", шлем лётчика "под Чкалова", желание стать космонавтом "под Гагарина". Потом пошли зарубежные образцы для подражания. А сейчас и примеры брать не с кого. Не с олигархов же, или депутатов? Вот и приходится за неимением реальных героев подражать вымышленным. 2.) RPG в жизнь! Жизнь-то у многих скучноватая. Добыл денег - потратил. На учёбу - с учёбы. Вот и всё. А хочется чего-то эдакого. Накала борьбы, кипения страстей. Но, вот жизнью своей при этом, рисковать не хочется. А такое самовыражение как раз и позволяет ощутить полноту жизни без ущерба для здоровья. Вот и появляются на свет "толкиенутые", "муняшки" и иже с ними. А был бы реальный риск, Лайтинг Болт словить, много бы их осталось...? 3.) Экспериментаторы. Посмотрел-Понравилось-Решил проверить, как бы оно было на самом деле. Тут уже варианты разные. От простого любопытства, до углублённого интереса, который действительно может принести некоторые результаты. 4.) Дети и взрослые, решившие просто подурачиться. Те же казаки-разбойники, только с другим антуражем. Весёлое и хорошее времяпрепровождение. 5.) Просто фанаты. Если где-то, что-то популярно, они тут как тут. Диагноз - неизлечимо.

Rain: Это прекрасное слово - косплей... Хотя я ни разу на нём не был, и вообще ничем похожим не занимался, но страшно хочу. Кто-то это может воспринимать и как безумие. Я думаю, у каждого есть какой-то любимый персонаж в аниме, и не один. У меня вот тоже. И не один. И побыть на его месте, "в его шкуре", это настоящая мечта. А ещё большая мечта - это, чтобы тебя воспринимали как того, под кого ты нарядился. Но это почти неосуществимо. Может быть, я, конечно, на чей-то взгляд, перегнул палку. Но не на свой. Кто сказал, что мы нормальные (в хорошем смысле фразы)? <тут у Rain'а загораются глаза, и он заливается демоническим смехом>.

Наконец, клинические случаи, - хардкорные отаку, заядлые хентайщики (яойщики, юристы).

Rain: Насчёт хардкорных отаку. Наверное, меня причислять к ним ещё рано, но если дело пойдёт хорошо, то я им скоро стану. Но! Только в положительном смысле этого слова! А то ведь есть и отрицательная сторона "хардкорности". Это - слишком большое возвышение себя над якобы "толпой", "остальными", "новичками". Фальшивое осознание собственной крутости, "элитности". Если уж так, то мы все в чём-то элита... Но зачем презирать и избегать других, зачем такое лелеяние собственной "супер-уникальности", "возвышенности", зачем столько пустого гонору и эгоизма? Неужели нельзя быть проще, ближе, более открытыми? Ведь именно этому, кроме всего прочего, нас учит наше любимое аниме. Все эти "хардкорные отаку", которые имеют эти отрицательные стороны, уже слишком, извините за выражение, "зажрались". Они забыли о нашей истинной цели - нести аниме в мир вокруг себя, открывая всем это прекрасное явление, этот новый мир. Вместо этого, они просто концентрируются на себе, прячутся за собственным иллюзорным "превосходством над другими". И, скорее всего, ни один из них не задумывался: "А чем же вот он (другой отаку, который, однако, ему чем-то не нравится) хуже, чем я? Почему он меньше отаку, чем я?" И действительно, почему? Потому что он не угодил именно тебе? Так ведь это не значит, что именно ты всегда-всегда прав. Потому, что он не согласен с твоими принципами? Так ведь это далеко не показатель. Потому, что он посмотрел меньше аниме, чем ты? Так ты сам был когда-то таким же.

Вообще, эта проблема включает в себя гораздо больше, чем я написал. Есть какие-то "прописные истины для всех отаку", есть (очень редкие) исключения... На эту тему достаточно.
Теперь двинутые хентайщики (яойщики/юристы), одинаково, обоих полов. Видел. Знаком. Где-то уже это переходит границу "просто хентая" и возникает самый настоящий реальный изврат, аж противно слушать. С прискорбием наблюдал (до сих пор наблюдаю) за процессом захвата "юных умов" хентаем... Меня слушать не хотят... И отмечаю, как было упомянуто выше, что в процессе просмотра какого либо аниме, в этих умах часто возникают такие мысли, которые совершенно точно не возникли бы, если они не смотрели хентай. Я лично не считаю хентай достойным моего драгоценного времени. Хотя, раньше было дело, сам смотрел. Но разочаровался. И (чудо!) мне повезло! Я не оказался в его сетях. А то сейчас бы я это не писал. И если кому-то показалось, что я противоречу самому себе (см. пункт выше о косплее, etc.), то это не так. Ненормальным можно быть по-разному. Ну, а о Nijikon'е. Тут кратко. Не видел, не знаком (и, слава Богу). Хотя... я могу не бояться. Я считаю (небезосновательно), что к подобным вещам у меня "иммунитет". Те, кто сомневаются - могут сомневаться, сколько хотят.


Заключение

Что ж, вот и подошёл к концу наш третий БАЗАР. И должен отметить, я вполне удовлетворён его результатами, - исследование симпатий будет нам большой подмогой в дальнейшем, и особенно пригодится при переходе от общего к частному, - к рассмотрению отдельных аниме. В ближайших планах стоят разумеется самые значимые и популярные в нашей стране ленты, - Neon Genesis Evangelion и Revolutionari Girl Utena. Если Вы желаете принять участие в БАЗАРах им посвящённых, - пишите сюда, мы всегда готовы к сотрудничеству.

Ну, и напоследок хотелось бы упомянуть ещё следующее. Аниме - это не просто качественно сделанные японские мультипликационные фильмы. Не просто хороший способ чтобы развлечься, снять напряжение, расслабиться. Это намного, намного большее. Потенциал аниме чрезвычайно велик. И именно его исследованию и посвящены наши БАЗАРы. Мы не предлагаем однозначные решения всех вопросов, но мы предлагаем их варианты. Варианты, которые могут помочь в осознании того, что аниме может стать чем-то большим нежели просто приятное время провождение. Не убежищем от cold reality, как например те же компьютерные игры, нет. Но надёжной опорой в нашем изменчивом мире, неиссякаемым источником искренних эмоций, так не хватающих нам в реальной жизни, кладезем мудрости великой нации, у которой нам ещё предстоит очень многому научиться.
"Славяне, всё вянет" - и это не просто лозунг со страниц Лимонки, это горькая правда. Запустение царящее вокруг нас неизбежно приводит к душевному опустошению. Это необходимо преодолеть. Иначе... Иначе это будет действительно Конец, но не такой, как он обычно бывает в аниме, нет, всё будет гораздо прозаичнее и печальней. Мы просто выродимся в безмозглых и бездушных рабов, пожирателей полуфабрикатов живущих на радиоактивной свалке.

compiled by STARK
.ОнИ
Alex
Praded
Rain
.guest star
Ольга Осипова


Hosted by uCoz